Легендарная «Шопениана» вновь покоряет Большой театр
Фрагмент из постановки «Шопениана». Источник: bolshoi.ru Автор фото: Пресс-служба Большого театра

Легендарная «Шопениана» вновь покоряет Большой театр

Москва, 1 декабря - DIXINEWS.

Премьера гениального русского хореографа и балетмейстера Михаила Фокина «Шопениана», подарившего русскому и европейскому зрителю в начале прошлого столетия незабываемые «Золотой Петушок» и «Умирающий лебедь», состоялась на Исторической сцене главного театра страны.

Представленная на сцене Большого театра «Шопениана» – фактически точная копия постановки советского балетмейстера Леонида Лавровского 1946 года, реконструированная из музейного архива Большого театра и дополненная яркими декорациями и оригинальными костюмами артистов балета. По словам художника возобновления балета, Альоны Пикаловой, источником вдохновения и реконструкции постановки стал эскиз художника Владимира Дмитриева, отмеченный этой датой.

- Дмитриев очень подробно выписывает задник, которому другие художники никогда не уделяли столько внимания. Он служил всегда просто настроенческим фоном. Когда мы начали разглядывать этот отреставрированный холст, то увидели, что в одном полотне сочетаются совершенно разные архитектурные мотивы. В левом дальнем углу была готическая башенка с маленьким мостиком через речку, почти в центре композиции угадывалась белая скульптура, которая была вписана в пейзаж и самым главным и доминантным объёмом на этом холсте был псевдоклассицистический храм, многоколонный периптер, в котором не было стен. На переднем плане была массивная деталь – огромная ваза очень узнаваемой формы. Именно от этой вазы мы начали разгадывать этот ребус. Выяснилось, что когда в 1946 году Дмитриев делал этот эскиз (это было связано с тем, что Павловский парк, который мы разгадали в этом изображении, был разрушен в 1944), все стоящие павильоны он собрал в одну композиционную картину, как бы прощаясь со всей этой уходящей культурой – не было никакой надежды на то, что это всё можно отреставрировать, возобновить, восстановить. Также и мы, когда нашли этот документ, понимая, что это не случайное соединение отдельных предметов, которые в самом Павловском парке разбросаны и они никогда не собираются в одну композицию, решили, что Владимир Дмитриев вернулся в свою молодость, ретроспективно вспоминая всё то культурное наследие, с которым связана его петербургская жизнь, понимая, что этот парк будет или разрушен, или никогда более не восстановлен в прежнем виде. Это было возобновлением того культурного слоя, который существовал в довоенное время, – заключила Альона Пикалова.

Особый колорит постановке придают костюмы. Героини «Шопенианы» – лёгкие, эфемерные Сильфиды, пленяющие сердце романтичного, влюблённого в музыку юноши, гениального польского композитора Фридерика Шопена. Вопреки академической формулировке, что сюита – это балетное действо без сюжета, в данном творении можно выделить чёткую сюжетную линию, в которой наш главный герой, окружённый в видении мириадом очаровательных фей воздуха – Сильфид, выбирает себе достойную музу. Одетые в воздушные, белые балетные пачки балерины, окунают в атмосферу сказочного леса, полного чудес и вдохновения.

- Романтизм наложил на этот образ лёгкость и прозрачность, предвоенные годы принесли плотность, Дягилев внёс некоторую эротическую эфемерность, послевоенные годы принесли сухость образа, линеарность. Зная весь этот объём большой, огромной информации о том, как работали мои предшественники над этим образом, я постаралась отобрать самые важные эпитеты для этого персонажа – это воздушность, лёгкость, напевность, – рассказывает в интервью журналистам художник по костюмам Татьяна Ногинова.

В составе балетной сюиты «Шопениана» в рамках постановки присутствует Большое классическое па в хореографии главного дореволюционного балетмейстера России Мариуса Петипы в версии 1881 года, которую вновь воссоздал на сцене Большого театра главный балетмейстер Самарского театра оперы и балета Юрий Бурлака.

- К сожалению, не сохранились балетные костюмы, но мы пользовались старинными фотографиями этого времени. Это сам хореографический «текст», который являлся живой традицией тех людей, которые это помнили и переносили из поколения в поколение и помнили какие-то детали разных постановок возобновления. Конечно, есть отдельная история по поводу бумаг, увезённых из России, записанных по системе Степанова, которые хранятся сейчас в Америке и которые дали возможность дополнительно что-то уточнить к той живой традиции передачи спектакля из ног в ноги, и из рук в руки, которое дало возможность сделать его более полным, – пояснил Юрий Бурлака.

Идея создания «Шопенианы» у легендарного российского балетмейстера-новатора царской России Михаила Михайловича Фокина родилась благодаря оркесторовке российского композитора и дирижёра Александра Константиновича Глазунова четырёх фортепианных пьес с таким же названием. Фокин, желая создать абсолютно иную балетную технику и по форме, и по содержанию создал, опираясь на эти пьесы, создал вышеупомянутую новаторскую балетную сюиту. В основе произведения лежит «Лунное видение» юного Фридерика Шопена. Путешествуя по сказочному лесу, он встречает мифических существ – духов воздуха Сильфид, которые, одновременно являясь его источником вдохновения, направляют его творчество в нужное русло. 

- В танцах этой сюиты языком пластических образов выражены настроения, свойственные музыке Шопена: от романтической мечтательности и меланхолической грусти до светлой, лучезарной радости. Танец, следуя за мелодией Шопена, вводит зрителя в поэтический, творческий мир композитора, - говорится в пресс-релизе пресс-службы Большого театра.    

Балетмейстерами возобновления балетной сюиты «Шопениана» в этой версии стали народные артисты России Наталья Большакова и Вадим Гуляев. Главные партии легендарного новаторского произведения Михаила Фокина в этот раз исполнят премьеры Большого театра – Заслуженный артист России Артём Овчаренко, Заслуженный артист России Семён Чудин и Лауреат специальной премии жюри фестиваля «Золотая маска» Вячеслав Лопатин, главные женские роли в спектакле сыграют Заслуженная артистка России, прима-балерина Большого театра Евгения Образцова, Заслуженная артистка Республики Северная Осетия-Алания, прима-балерина Анастасия Сташкевич, Народная артистка России и Республики Северная Осетия-Алания, прима-балерина Большого театра Екатерина Крысанова и другие. Премьерные показы балетного спектакля пройдут 1, 2, 3 и 4 декабря 2022 года.

Возрастная категория 12+.


Популярное сегодня

10 миллионов рублей готов платить российский бизнес за каждый подбитый "Абрамс"

10 миллионов рублей готов платить российский бизнес за каждый подбитый "Абрамс"

Советник главы Крыма убеждён, что Вашингтон не даст Киеву ракеты для удара по российскому полуострову

Советник главы Крыма убеждён, что Вашингтон не даст Киеву ракеты для удара по российскому полуострову

В ГД РФ рассматривают свыше 20 законопроектов об отсрочках от призыва по мобилизации

В ГД РФ рассматривают свыше 20 законопроектов об отсрочках от призыва по мобилизации

На Украине задержали уклониста, притворявшегося женщиной

На Украине задержали уклониста, притворявшегося женщиной

«Отрицать сдачу Славянска невозможно»: депутат Милонов предложил Стрелкову искупить прошлое на передовой

«Отрицать сдачу Славянска невозможно»: депутат Милонов предложил Стрелкову искупить прошлое на передовой

Володин: СВО освободит Украину от американских колонизаторов

Володин: СВО освободит Украину от американских колонизаторов

Пригожин сообщил о брошенных в Артемовске телах наемников

Пригожин сообщил о брошенных в Артемовске телах наемников

Стрелков же не расскажет: Безлер поведал о мародерстве подчиненных экс-министра обороны ДНР

Стрелков же не расскажет: Безлер поведал о мародерстве подчиненных экс-министра обороны ДНР

Жителей Крыма не эвакуируют и не планируют - местные власти

Жителей Крыма не эвакуируют и не планируют - местные власти

Донецкий музей заключил соглашение о сотрудничестве с Музейно-мемориальным комплексом «Победа»