Московский цирк рассказал о своей истории в Международный день цирка

В минувшую субботу, труппа Большого Московского государственного цирка под руководством Аскольда Запашного устроила настоящий праздник для своих посетителей. 

Московский цирк рассказал о своей истории в Международный день цирка
Дрессировщик Василий Тимченко в "личине" робота кормит морского тюленя. Источник: dixinews.ru Автор фото: Мария Берова.

Москва, 20 апреля - DIXINEWS.

Поздравления с Днём цирка и подарки ожидали гостей уже на улице.

Этот праздник начал отмечаться не так давно – чуть более десяти лет назад (2010 г.) при участии Европейской цирковой ассоциации и Всемирной федерации цирка, которую возглавляет монаршая особа – принцесса Княжества Монако Стефания. Кстати, именно она и стала инициатором проведения Международного дня цирка. Согласно регламенту, праздник отмечается ежегодно в третью субботу апреля, поэтому фиксированной даты, привязанной к числу, нет. Но есть радость, тёплые воспоминания и проведённое с пользой время, так как основная цель торжества – показать красоту циркового искусства и его вклад в историческое развитие народов Европы и Азии.

В России этот день особо отмечают Росгосцирк и Большой Московский государственный цирк. Виновники торжества не только охотно дарят подарки своим гостям, но и проводят мастер-классы, фотовыставки, конкурсы и даже благотворительные представления для своих подопечных.

- Да, сегодня есть определённые ограничения из-за коронавируса и с этим приходится считаться. Обычно же в этот день у нас много различных локаций, не связанных только со зданием цирка. Мы всегда делали выездные концерты в различных медицинских учреждениях. Несколько групп одновременно выезжало в детские онкоцентры и в детские дома. Две группы ездило в собачьи приюты. Мы делали всё, чтобы к нашему празднику присоединилось как можно больше людей, чтобы делалось много добрых дел. Мы не только принимаем поздравления, но и стараемся быть полезными для тех, кто в этот день не может посетить наш цирк, - рассказывает генеральный директор цирка Эдгард Запашный.

Но несмотря на то, что сегодня, по словам руководителя, проведение действ, посвящённых празднику, ограничено стенами здания и прилегающей к нему территорией, дирекция Большого Московского цирка постаралась сделать всё, чтобы пришедшим в этот день зрителям было уютно. Так, прямо на площади перед входом в Московский цирк, в специальном красном трамвайчике исполняет классические увертюры цирковой оркестр, а в фойе здания юным посетителям и их мамам и папам щедро раздают фирменные атрибуты цирка – блестящие колпаки фокусника, маркированные флажки и воздушные шары. Для желающих насладиться качественной рок-музыкой с элементами электроники, классики и джаза на третьем этаже играет TEO SOUND – продукт творческого коллектива «Цирка братьев Запашных».

И «вишенка на торте» – спектакль «И100РИЯ», посвящённый вековому юбилею советского и российского цирка, режиссёром которого является один из братьев Запашных – Аскольд Запашный. Здесь, под огромным куполом зала, всего за три часа можно увидеть всю летопись этого вида искусства, начиная с 1919 года.

- Прежде всего, это история нашего цирка. То есть, мы взяли последние сто лет и как цирк мутировал, так же мутировал и юмор: был временной юмор, советский, актуальный, абстрактный, юмор каждой эпохи и каждого направления. Но при всём при этом мы понимаем, что зритель сегодня современный, и он должен понять, он должен всё это прочувствовать. Шутки меняются со временем, если мы сегодня посмотрим КВН пятидесятилетней давности, то не все шутки мы поймём, точно так же, как иллюзию. Это очень тонкая грань и у нас хорошие специалисты работают над этим. Я очень рад, что наша клоунская группа не вызывает отторжения, а, наоборот, привлекает к себе всё больше и больше зрителей, – продолжает Эдгард Вальтерович.

Здесь, в рамках программы спектакля, под куполом огромного зрительного зала выступают без страховки воздушные гимнасты, грациозно, словно в мыльном пузыре, танцует эквилибристка, делают двухуровневые акробатические трюки джигиты-наездники на лошадях. Особенно поражает выкатившийся на арену танк и играющие солдат артисты, а звукооператоры и художники по свету, вначале немного напугав шумовыми и цветовыми эффектами, в итоге дарят ощущение радости Великой Победы. Сексапильный танец гимнастки во втором акте погружает зал в клубную атмосферу, а яркие выступления больших «кошек» – тигров и львов, – под присмотром братьев Запашных вызывают восторг у взрослых и радостный смех у детей. И, как последний аккорд семиструнной гитары, – Цирк будущего, где главные роли принадлежат морским тюленям.

- В 1919 году В.И.Ленин подписал декрет об объединении театрального дела, куда вошёл и цирк. Это значит, что на тот момент все цирки стали государственными, как и театры. Спектакль рассказывает, как отечественный цирк менялся за эти сто лет, хотя цирк, как искусство, насчитывает достаточно больше количества времени, я бы сказал, даже веков, потому что древний Колизей называется до сих пор цирком. Он был другим, но это всё равно цирк. Цирк был разный, цирк был балаганный, цирк был ярмарочный, цирк был шапито, частный, государственный. Он сильно менялся и продолжает меняться, - заключил глава Большого Московского государственного цирка Эдгард Запашный.

В этот день, несмотря на эпидемиологические ограничения, зрительный зал Московского цирка, рассчитанный на три с половиной тысячи мест, был почти полон, если не учитывать регламент – 50% наполняемость. Вместе со столицей, праздник, посвящённый смеху, фокусам и акробатике отметили десятки регионов страны, где вместе с артистами в цирковую жизнь погрузилось свыше 150 тысяч россиян.


Популярное сегодня

По всей стране стартует онлайн–челлендж «Библионочь: Это факт!»