Станет ли Британия вновь "Великой"

Новый стратегический документ, недавно изданный в Великобритании под заголовком "Глобальная Британия в эпоху конкуренции", показывает, что идей глобальной политики и хеджирование всё еще живы в Лондоне. Так трактует его научный сотрудник Ноттингемского университета Сумантра Майтра.

Станет ли Британия вновь "Великой"
Борис Джонсон. Источник: Reuters Автор фото: Сумантра Майтра

Москва, 23 марта - DIXINEWS.

Популистов и политиков с высокими амбициями часто консультируют величайшие учёные-историки своего времени. Другой вопрос, будут ли учтены мудрые советы этого историка при государственном планировании.

"К счастью, похоже, что Борис Джонсон заметил эту конкретную угрозу. Как бы то ни было, в его стремлении вернуть Великую Британию ему помогает один из лучших историков нашего времени. Джон Бью, профессор истории факультета военных исследований Королевского колледжа и бывший заведующий кафедрой Генри Киссинджера в Библиотеке Конгресса, - это мозг, стоящий за глобальной Британией в эпоху конкуренции, интегрированный обзорный документ, отражающий великую британскую стратегию развития в грядущие неспокойные десятилетия", - отмечает Майтра в своей публикации.

В документе подробно описан сценарий угрозы, с которой сталкиваются острова. Цель Соединенного Королевства - оставаться научно-технической сверхдержавой, "оставаясь не менее чем на третьем месте в мире по показателям эффективности научных исследований и инноваций и занимая передовые позиции в таких важнейших областях, как искусственный интеллект".

Соединенное Королевство также переходит на иммиграционную систему, основанную на баллах, чтобы приглашать самых лучших и способных. Кроме того, Лондон стремится оставаться морской державой и быть глобальным поборником свободной и "справедливой" торговли. Добавление слова "справедливый", возможно, является намеком на Соединенные Штаты, демонстрирующим британско-американское единство в отношении Китая - тема, заметная во всем документе.

Соединенное Королевство также обращает вспять десятилетия сокращения военных расходов и ядерного разоружения. "Мы останемся ядерной державой с глобальным охватом и интегрированными военными возможностями во всех пяти областях деятельности. У нас будет динамичная космическая программа, и мы будем одной из ведущих демократических киберсил в мире. Наша дипломатия будет подкреплена убедительностью наших средств сдерживания и нашей способностью проецировать силу".

В документе Китай считается системным противником, но также и конкурентом, с которым Британия должна торговать. Также документ считает, что Россия быть самой большой угрозой в Европе.

Ядерный арсенал Великобритании увеличен со 180 до 260 боеголовок, что делает Великобританию единственной ядерной державой среди P5, взявшей на себя миссию по увеличению потенциала ядерного нападения. Это интересно с трех точек зрения. Во-первых, британские носители ядерного оружия по-прежнему включают в себя только четыре атомных подводных лодки. Великобритания также перестанет предоставлять информацию о развернутых боеголовках и снизит порог для возмездия против массовых кибер, биологических или химических атак. Во-вторых, увеличение количества ядерного оружия в действительности ничего не меняет, поскольку политика сдерживания остается прежней. Так что, возможно, это чисто риторический ход, соответствующий стремлению нынешнего премьер-министра к "великой" власти. И, в-третьих, дополнительные расходы можно было бы лучше потратить на корветы, фрегаты или другие надводные флотилии, которые понадобятся в будущем, если Британия действительно хочет развернуться вместе с Соединенными Штатами в Индо-Тихоокеанском регионе или даже обеспечить сопровождение своему собственному авианосному флоту для контроля евроатлантических вод.

Часть военно-морской стратегии является самой непонятной во всем документе, поскольку она не отражает реалистичных и обоснованных устремлений, стоящих за этой стратегией. Британия понимает, что она весьма средняя держава и должна дрейфовать в сторону своих старых союзников и все больше приближаться к Соединенным Штатам. Это также отражает то, что Британия лишь номинально поворачивается к Индо-Тихоокеанскому региону, сохраняя при этом большую часть сил в Атлантике.

Как говорил Сталин: "География - это часть судьбы", и Британия есть и будет европейской державой, и европейский театр всегда будет в центре внимания.

"Фактически, чтобы облегчить Америке бремя защиты Европы и сосредоточить внимание на Китае, Великобритания может помочь, взяв на себя больше ответственности за безопасность в Европе, наряду с Францией. Зачем тогда сосредотачиваться на ядерном оружии? Даже у средней военно-морской державы должна быть дюжина боевых кораблей надводного флота с противокорабельными ракетами большой дальности и другим вооружением для охоты за подводными лодками. Такой флот жизненно важен, будь то для обеспечения безопасности на своем заднем дворе или для отправки флотилий по всему миру, поддерживающих союзников. У Лондона не должно быть больше ядерных ракет, которые по-прежнему будут уступать российским и американским атомным арсеналам", - утверждает Сумантра Майтра.

Учёный отмечает, что не смотря ни на что, документ отличный. "Как говорится, дипломатия - это искусство дожить до следующего столетия. Джон Бью в классических традициях англо-ирландского реализма пошел по стопам своих предков Веллингтона и Каслри. Это показывает, что британское грандиозное стратегическое мышление по-прежнему является относительно секретным и недемократичным, что означает, что оно не подвержено болезням ни лоббистских групп и иностранных интересов, ни изменчивого общественного мнения, с которым сталкиваются их кузены по ту сторону пруда. И это доказывает, что реальная политика и хеджирование все еще в британской крови. В конце концов, Британии еще есть чему поучить остальную англосферу".


Популярное сегодня

В России напомнили о главном желании Евросоюза