Число жалоб россиян на мошенников почти удвоилось — ЦБ
Москва, 5 февраля - DIXINEWS.
Согласно статистическим данным Центробанка, в прошлом году каждая десятая жалоба от граждан касалась случаев кредитного мошенничества. Дополнительно рост числа обращений был вызван мерами, принятыми банками для противодействия злоумышленникам.
В 2024 году россияне направили в Банк России 28,3 тысячи жалоб, связанных с деятельностью мошенников, согласно статистике Центробанка. За год количество подобных обращений увеличилось в 1,9 раза, а их доля в общем объеме негативных отзывов клиентов финансовых организаций выросла с 9,3% до 13,8%.
Всего за год россияне подали в регулятор 205 тысяч жалоб на кредитные учреждения. Вопросы, связанные с мошенничеством, второй год подряд входят в тройку самых обсуждаемых тем. Лидером обращений остаются жалобы на недобросовестные банки в связи с потребительским кредитованием (17,3% всех обращений или 35,5 тысячи заявлений). Примерно такую же долю — 17% — в 2024 году составили обращения, касающиеся трудностей с расчетными счетами клиентов.
Согласно отчету Центробанка, в прошлом году кредитным организациям была предоставлена возможность приостанавливать подозрительные переводы физических лиц сроком до двух суток.
По данным ЦБ, в 2024 году было зафиксировано 34,9 тысячи обращений по вопросам, связанным с расчетными счетами.«Однако подобная мера отрицательно сказалась на количестве жалоб, поскольку число обращений, связанных с блокировкой переводов и счетов, увеличилось в 2,2 раза», — признал регулятор.
«Большинство поступивших обращений подтвердили, что указанные счета использовались мошенниками для обмана граждан», — отметил регулятор.
Однако статистика также подчеркивает, что около трети (30,8% или 63,2 тысячи заявлений) обращений россиян касались либо мошеннических действий, либо мер, принятых банками для их предотвращения.
Центробанку пока не удалось переломить ситуацию в борьбе с мошенничеством. Глава Банка России Эльвира Набиуллина в апреле 2024 года подчеркнула, что регулятор действует лишь реагируя на действия злоумышленников.
«Борьба с мошенниками часто сводится к попыткам устранить последствия их действий», — заявила она.
Глава ЦБ также подчеркнула необходимость изменения законодательства, регулирующего выдачу кредитов, чтобы защитить граждан от мошеннических схем. Злоумышленники либо через методы социальной инженерии убеждают людей брать кредиты у банков или микрофинансовых компаний, либо оформляют займы без ведома клиентов.