В деле крупнейшего «налогового уклониста» Пономарёва появились новые подробности
Москва, 16 октября - DIXINEWS.
Об этом сообщает издание "
Как утверждает издание, тогда Пономарёв активно сотрудничал со следствием, благодаря чему не подвергался уголовному преследованию. Но сейчас он проходит по делу не как консультант, а как их бенефициар. Общая задолженность перед ФНС составляет более 10 млрд рублей. Как заявляют журналисты, Пономарёв якобы на протяжении 10 лет шёл к цели "захвата" в России бизнеса ИКЕА в части коммерческой недвижимости.
Первые докладные по возможной попытке хищения более 5 млрд рублей у ПАО "КубаньЭнерго" появились в министерствах энергетики Крыма и России, после чего в происходящее вмешались СК РФ и ФСБ. Сейчас суд рассматривает в отношении Пономарёва дело о покушении на мошенничество в особо крупном размере.
Раскрытые следователями в 2017-2019 годах схемы дают возможность лучше разобраться с историей, когда Пономарёв, судившийся с ИКЕА с 2008 года, в 2016 году предъявил претензии компании на сумму более 100 млрд рублей. Якобы, Пономарёв прописывал в контракте "максимально неопределённые условия", пока было доверие со стороны клиента. Из-за этого вторая сторона сделки не имела действенных механизмов контроля за параметрами, влияющими на итоговую стоимость. Затем бизнесмен, пишет "Ленправда", будто бы искал недовольных среди сотрудников контрагента, имеющих право подписывать документы, которые влияют на финансовый результат, после этого - иск в суде, а дальше главное выиграть его. После этого в ход идут документы, о которых контрагент даже не знал. Наконец, успешные переговоры, когда получение главной суммы уже не зависит от оценки спорных документов судом.
Но одной такой схемой объяснить историю отношений Пономарёва и ИКЕА нельзя, так как в ноябре 2010 года стороны подписали соглашение, где признали, что все договоры между ними считаются прекратившими действие 31 декабря 2008 года. Так откуда взялись споры после 2010 года? Этим вопросом и занимались правоохранители - в 2012 году завели дело о мошенничестве в особо крупном размере по заявлению ООО "ИКЕА Мос (Торговля и Недвижимость)", но в октябре 2013 года его прекратили.
Как считают следователи, около 10 лет назад ИКЕА стала жертвой обмана при заключении в ноябре 2010 года соглашения с САЭ и ООО "ИСМ". Шведская фирма заключила соглашение после того, как структуры Пономарёва в 2006-2008 годах предоставили ИКЕА дизельные генераторы в аренду. Из-за сложной структуры договоров конечная стоимость услуг не была определена - в документах была прописана только минимально необходимая мощность, а за расходы на её обеспечение отвечал заказчик. Подписание документов приёмки было поручено инженерам на площадках. В результате структуры Пономарёва поставляли значительно больше генераторов, чем было нужно, и у ИКЕА копились долги. А когда сроки аренды закончились, структуры бизнесмена начали уклоняться от вывоза оборудования, и забрали их лишь после долгих разбирательств в суде.
Начались долгие переговоры, по окончании которых Пономарёв добился выплаты 24,9 млрд рублей в обмен на обещание больше не предъявлять никаких требований. Но когда соглашение было заключено, Пономарёв заявил, что эти деньги он получил как отступные по долгу в 18 млрд рублей, а ещё часть долга была уступлена ООО "Рукон".
В материалах дела говорится, что ИКЕА выплатила сумма, получив гарантии от Пономарёва о прекращении всех споров, в дело даже вступало министерство экономического развития РФ. Когда выяснилось, что Пономарёв обманул как ИКЕА, так и чиновников, тогдашний министр Эльвира Набиуллина направила информацию в МВД. В 2012 году завели уголовное дело, но прекратили его, когда следователи узнали об извещении об уступке части спорного долга в пользу ООО "Рукон" с подписями секретарей ИКЕА о получении. Однако в рамках другого дела всплыла схема, которую Пономарёв использовал, чтобы создать видимость извещений.
Так, в 2015-2016 годах ФНС РФ, обжалуя судебные акты по спорам Пономарёва, заявило о манипуляциях с извещениями. Сотрудникам налоговой службы давали два внешне похожих извещения - одно для росписи в получении, другое для самого ведомства. Вот только содержание документов различалось. Документ, где расписывался сотрудник ФНС, содержал информацию о вызове в суд по срежисированным Пономарёвым делам. От ФНС, конечно, никто не являлся, а дело было рассмотрено. Главный аргумент бизнесмена был в том, что подписи и правда подлинные - такой схемой и пользовался бизнесмен.
Вся эта режиссура закончилась для самого Пономарёва уголовным преследование, которое позволило по-новому взглянуть на его споры с ИКЕА. 9 июля 2019 года суд приговорил бизнесмена к 8 годам тюрьмы за четыре эпизода заведомо ложного доноса с искусственным созданием доказательств, приговор вступил в силу. Как установил суд, Пономарёв с подельниками создал преступную группу и организовал заведомо ложные показания свидетелей в суде, пообещав им круглые суммы. В результате этого Пономарёв и подельники добивались решений, которые можно было обратить в свою пользу при спорах с налоговой службой и ИКЕА.
Как подтвердили свидетели, схему "контрпроверок" силовиков Пономарёв использовал также для прекращения уголовного дела против себя по заявлению шведской компании. Это объясняет невнимательность свидетелей по делу, возбужденному по заявлению ИКЕА - правоохранителям дали материал, собранный другими полицейскими в ходе контрпроверки, где были выгодные Пономарёву исследования, опросы и документы. Выявить эту схему окончательно удалось только в 2019 году.
Получив от ИКЕА 6 млрд рублей по исполнению договоров и обманув её с соглашением на 25 млрд рублей, после закрытия дела в октябре 2013 года Пономарёв продолжил реализовывать свой замысел. В судах он пытался взыскать ещё 33 млрд рублей, но ему отказали все инстанции. После этого в 2016 году бизнесмен нашёл более благосклонный суд, изменил свою позицию и предъявил новые требования на 507 млн рублей и 9,3 млрд рублей. В письменной претензии к ИКЕА Пономарёв указал, что ещё точно не подсчитал итоговый размер долга, но якобы он превышает 100 млрд рублей.
Чтобы подать новую претензию, Пономарёв прибёг к другой схеме. В июне 2016 года экс-сотрудник ИКЕА Юаким Виртанен заявил, что имеет соглашение 2009 года об урегулировании разногласий по возврату дизельных электростанций. Бизнесмен якобы не знал о документе, но, прознав о нём, решил подать новые иски. В итоге суд удовлетворил пробный иск Пономарёва на 507 млн рублей, но вышестоящие инстанции не согласились с таким решением Краснинского районного суда.
Как отмечает "Ленправда" в конце статьи, рано или поздно дело придёт к логическому завершению, но пока что Константин Пономарёв отвергает все обвинения в свой адрес.