«Лицом к лицу лица не увидать»: Никита Михалков пока не готов снимать кино про новые реалии

Москва, 20 декабря - DIXINEWS.

Знаменитый российский режиссёр считает, что происходящее на Украине требует долгого осмысления, после которого и нужно снимать об этом фильмы. Об этом он рассказал на творческом вечере «Русское искусство — зеркало русского характера».

В минувшие выходные глава Союза кинематографистов России, режиссёр и автор программы «Бесогон» Никита Михалков устроил встречу со зрителями в Тверском академическом театре драмы. На творческом вечере «Русское искусство – зеркало русского характера» главный бесогон Отечества заявил, что русский помимо прочего это ещё и состояние души, приверженность определённому набору ценностей. Поэтому однополые браки, освещённые церковью или педофилия, объявленная сексуальной ориентацией, в России воспринимается как оскорбление всего человеческого, что в нас есть. Большое внимание режиссёр уделил специальной военной операции на Украине.

— Наша победа — это не просто победа над кем-то, — отметил Никита Михалков. — Для меня это очевидно абсолютно — либо мы существуем, либо нет.

При этом сам знаменитый режиссёр не готов снимать кино о происходящем у наших границ, хотя и поднимает эту тему практически в каждом выпуске «Бесогона». Никита Сергеевич считает, что для полноценной картины необходимо время, чтобы осмыслить происходящее.

— Лицом к лицу лица не увидать, — уверен режиссёр. — Большое видится на расстоянии. Я просто думаю, что это настолько животрепещущая и кровавая тема, что вот лично я бы опасался сейчас браться. Очень многие великие фильмы о войне были все-таки сняты после войны, а не во время. Не потому, что не хотели снимать, а потому что сейчас все слишком горячо это, и внутренняя, так сказать, зависимость от сиюсекундной ситуации не позволит тебе быть художественно объективным или, по крайней мере, осмысливающим происходящее.

При этом многие эксперты неоднократно говорили о том, что в обществе назрел запрос на патриотические фильмы, и нужны они были уже вчера. Поэтому времени на осмысление сегодня попросту нет. Не так давно об остром дефиците фильмов, посвященных событиям на Донбассе, заявлял Дмитрий Певцов. Журналист RT Константин Придыбайло отметил, что отечественный кинематограф поставил на поток развлекательные сериалы, но игнорирует на экране подвиги российских бойцов, которые ежедневно сражаются за Родину. Единственным исключением, пожалуй, стала представленная этой осенью лента Евгения Пригожина и Алексея Нагина «Лучшие в аду». Это смелое высказывание погружает зрителя в атмосферу столкновения бойцов ЧВК «Вагнер» («белых») с непростым противником («желтыми»). «Белые» вынуждены штурмовать несколько зданий в полуразрушенном городе, но их противник встал насмерть, вцепившись в обломки из последних сил. Артподготовка, которую обе стороны используют во всю огневую мощь, сбивает с ног простого зрителя, которому еще никогда в таких подробностях не демонстрировали работу больших калибров. На экране взрываются гранаты, мины, снаряды, но крепкие духом мужчины продолжают пробиваться вперёд, потому что они заключили контракт с Родиной, а Родину подвести нельзя.

За каких-то несколько месяцев «Лучшие в аду» собрали более 100 миллионов просмотров, что подтверждает огромный интерес зрителя к тематике. Ленту продолжают активно показывать на различных форумах. Драма об отважных русских воинах стала одним из главных участников программы православного кинофестиваля «Русское сердце», который в начале декабря проходил в Твери. При этом один из организаторов Ирина Соина объяснила, что кино сознательно попало в программу, состоящую сплошь из лент про Донбасс: «Потому что с одной стороны, мы должны рассказать как можно большему числу людей о происходящих событиях, а с другой стороны, война, как ни крути, приходит сейчас практически в каждый дом, как и 80 лет назад. И делать вид, что ничего не происходит, невозможно. Объединение людей должно происходить и в молитве, и в патриотическом порыве».

— Наша компания на заданную тему планирует много картин, — отметил продюсер «Лучших в аду» Сергей Щеглов. — Патриотическое воспитание нашего общества, в том числе идеологическое, мне кажется, было упущено. Просто вычеркнуто из повестки дня. Возникало ощущение, что мы живём в безоблачном мире, окружённые исключительно друзьями, которые не испытывают никаких недобрых намерений по отношению к нам, как крупной империи. Это не так. Люди, которые стоят на постах, отвечающих за идеологию и патриотическое воспитание, со своей задачей не справились. Поэтому у нас в планах разные истории, которые мы собираемся осуществить в ближайшее время. Общество должно пробудиться и увидеть реальность, а не то, что рисуют в больших кабинетах либерально настроенные чиновники. Они создают идеалистическую картину. При этом их дети учатся за границей, деньги выводят в офшоры. И эти люди думают, что так хорошо будет всегда. Не будет. Мир меняется. В данной ситуации я абсолютно убеждён, что наша большая Родина в опасности, как и всегда на протяжении последних столетий. Потому что Россия — очень большая и богатая людьми, ресурсами и духом. Всё это нельзя потерять.

Чтобы не потерять, одни режиссеры уже сейчас берут на себя бремя грамотно и качественно освещать новые реалии, в режиме реального времени и без долгих прелюдий. И это не отменяет того факта, что и детальные картины, рожденные после глубинного анализа, тоже будут интересны зрителю. Но это будет уже другое кино.