ФАС предупредила крупные торговые сети перед Пасхой

ФАС предупредила крупные торговые сети перед Пасхой
Торговая сеть. Источник: ria.ru Автор фото: Дмитрий Макеев

Москва, 9 апреля - DIXINEWS.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предостерегла продавцов о необходимости честного рыночного поведения в период увеличенного спроса перед Пасхой.

ФАС России постоянно следит за ценовой динамикой на продовольственном рынке, в числе которых куриные яйца. В течение года цены на этот продукт подвержены изменениям, в том числе из-за сезонных факторов. Одним из таких факторов является рост спроса на Пасху.

В этой связи антимонопольная служба призывает участников рынка воздержаться от необоснованного увеличения цен на куриные яйца и другие продукты, спрос на которые возрастает перед праздником, включая кондитерские изделия и сливочное масло.

Организация подчеркивает необходимость строгого соблюдения антимонопольного законодательства в процессе ведения бизнеса. При выявлении признаков недобросовестных практик ведомство будет принимать соответствующие меры.

Крупные производители, со своей стороны, заявили о намерении не повышать цены перед Пасхой.

"В прошлом году, когда был скачок на отпускные цены, все обвинили производителей яйца. Но по факту у производителей есть две цены: по длинным контрактам, когда она не меняется на протяжении действующего в долгосрочных контрактах по фиксированной цене, и коммерческая цена, продиктованная спросом, себестоимостью продукции и многих других экономических факторов. При обычном спросе, цена стабильная, а при повышенном спросе, как сейчас перед Пасхой, цена может меняться на остатки от производимого объёма. К примеру, на нашей птицефабрике более 80% - это долгосрочные контракты с торговыми сетями. Оставшиеся объемы мы продаём по коммерческой цене, в зависимости от спроса. Иногда, торговые сети заявляют дополнительные тендеры на закупки, в период повышенного спроса, по коммерческой цене. Поэтому появляется разница в цене на полках в торговых сетях, но потом цена снова стабилизируется", - рассказывает заместитель директора АО "Птицефабрика Чайковская" Владимир Бельков. 

Как заявляют производители, они отталкиваются от существующих на рынке экономических факторов оказывающих влияние на себестоимость продукции - это корма, стоимость энергоресурсов, оборудования, транспортная логистика, налоговые обязательства предприятий. Если хоть один из факторов меняется, все сказывается на конечной цене продукта. Как утверждают специалисты отрасли птицеводства, цена у производителей обычно не имеет скачков и практически всегда находится около себестоимости продукта, поскольку всегда есть конкуренция.

В прошлом году, при возникновении на рынке повышенного спроса и созданию дефицита яичной продукции было несколько предложений по стабилизации ситуации в отрасли. Тогда выдвигались предложения ограничить торговую наценку на социально-значимые продукты торговым сетям, снижение НДС, ликвидация дополнительных бонусов ритейлеров, обязательное выделение ритейлерами 25% торговых полок для местных производителей. Власти рассчитывали поддержать производителей для роста производства и предостеречь создание дефицита на рынке.

Однако, на сегодняшний день законодательством и правительством реализована только инициатива по запрету дополнительных сборов торговыми сетями с производителей социально-значимых продуктов, куда попали продукты из списка потребительской корзины, в том числе яйцо столовое 1 категории, на другие категории яйца это не распространилось. До сих пор остаются не реализованными многие инициативы, проговариваемые разными союзами производителей и депутатами.

ФАС в течение года заявляло о договоренности с ритейлерами об удержании наценки на социально-значимые продукты. Сами торговые сети заявляли о убытках, в связи с удержанием и понижением накруток. В результате торговые сети вынуждали производителей снизить отпускные цены, иногда даже ниже себестоимости. Тогда птицеводческие союзы пожаловались на давление и отсутствие закупок от торговых сетей.

"Мы, как представители производителей, неоднократно выходили с предложением закрепить торговую накрутку законодательно, чтобы не создавать напряжения и больших скачков. Наша отпускная цена всегда обусловлена себестоимостью продукции, а конечный потребитель получает в итоге плавающую цену, в зависимости от спроса. Поэтому цена такая разная в разных регионах России. Сейчас нет дефицита яйца в России и спрос стабильный, поэтому мы не планируем поднимать отпускные цены, которые у нас закреплены. Но если будут объявлены дополнительные тендеры и высокие цены на закупки, конечно мы будем участвовать в них и продавать по рыночной цене", - продолжает Владимир Бельков.

Также УФАС России рекомендует торговым сетям в случае снижения отпускных цен поставщиками указанных выше продовольственных товаров транслировать это снижение конечным потребителям. Конечно, мало вероятно, что эта идея будет реализована, поскольку только законодательное ограничение торговой накрутки можно будет отследить по оптовой и розничной цене. У ритейлеров всегда найдётся повод объяснить повышение цены и, вероятно, они не упустят возможность заработать на потребителях в период спроса. Будем надеется, что ФАС в этот раз проконтролирует изменения цен и быстро наложит ограничительные санкции на резкий рост продуктов. 


Популярное сегодня

"Птицефабрика Чайковская" подготовилась к началу посевных работ