Что в действительности произошло в Одессе 2 мая

Спецкор ИА «DixiNews» провёл независимое расследование, в котором попытался разобраться, что же произошло в Доме профсоюзов в Одессе 2 мая.

Трагедия 2 мая в Одессе и последующие события на Донбассе имеют одну общую составляющую – они пошли не по первоначальному сценарию.

Источник: www.liveinternet.ru Автор фото: Елена Малкова

За рубежом, 10 сентября - DIXINEWS.

Очевидно, когда Ринат Ахметов вскармливал деньгами Пушилина и Губарева как некую проблему для торга с Киевом за своё спокойное будущее, он тоже не предполагал, что через несколько месяцев будет вынужден бежать из родного города и уже платить за то, чтобы мальчики, выросшие из коротких штанишек, не грабили его заводы и резиденцию.

Уровень пророссийских настроений в различных областях был разный. Если в Донецкой и Луганской области сценарий пользовался полной поддержкой местных элит, и захват ключевых государственных зданий прошел там быстро и успешно, то в других областях «Русская весна» забуксовала.

В Днепропетровске все попытки раскачать ситуацию были быстро нейтрализованы новым главой обладминистрации, Игорем Коломойским – уже в марте, всех, кто мог представлять для власти опасность, просто запугали или купили. В Харькове Кернес и Добкин, будучи на крючке открытия уголовных дел за отправку «титушек» на столичный Антимайдан, решили не рисковать, а договориться с Киевом.

Запорожье, хотя и входило в электоральный пояс регионалов, всегда считалось почти что «оранжевым» городом – ещё при Януковиче, в январе, когда в Днепропетровске майдановцы собирали митинги в пару сотен человек, в Запорожье на местное оппозиционное вече приходило пару тысяч. Запорожская политическая элита, засветившись в феврале с разгоном местного майдана, тоже решила не испытывать судьбу в противостоянии с новой киевской властью, и отошла в сторону.

В Херсоне и Николаеве были слабые попытки организовать захват обладминистраций, но они также не привели к успеху и, в конце концов, оба местных палаточных Антимайдана были разогнаны.

Одесса, также как и Донецк или Симферополь, всегда была русскоязычным городом, но в отличие от них, не таким политизированным. Торговый, многонациональный и во многом аполитичный центр Юга Украины, в отличие от «пролетарского» Донбасса, раскачать призывами к борьбе не удалось.

Первым делом следует обратить внимание на версию событий, предлагаемую журналистами НТВ.



2 мая должен был состояться футбольный матч между местным «Черноморцем» и харьковским «Металлистом». По традиции, перед матчем футбольные фанаты и проукраинские патриоты должны были пройти на стадион «маршем единства». И если бы всё шло так, как было задумано - всё бы спокойно завершилось на стадионе. Никакое насилие, и тем более, поход на Куликовое поле, не планировалось.

В двух кварталах от Соборной площади – места сбора марша футбольных фанатов - под присмотром милиции начали собираться вооруженные дубинками, в балаклавах и касках люди, принадлежность которых к той или иной стороне не установлена. Фотографии начала этой провокации уже давно разошлись по Интернету.

Спустя некоторое время агрессивная толпа с повязанными на руках красными ленточками-идентификаторами начала своё шествие от Александровского проспекта в сторону места сбора участников проукраинского марша. Пророссийские активисты собирались уже в центре - под присмотром милиции, находящейся в прямом подчинении Дмитрия Фучеджи, заместителя главы Одесского областного управления внутренних дел, начальника милиции общественной безопасности.

Первые столкновения между пророссийскими и проукраинскими активистами начались на улице Греческой. Наверное, согласно своим обязанностям, подчиненные Фучеджи должны были пресечь столкновение двух враждующих колонн. Однако видео, снятое очевидцами в тот день, ясно показывает, что милиционеры исполняли свои обязанности очень вяло и при желании боевики с красными повязками и дубинками могли легко пройти сквозь шеренгу правоохранителей.



Через несколько дней после пожара в Доме профсоюзов и гибели 48 человек Дмитрий Фучеджи бежал из Украины в Приднестровье. Именно оттуда он давал интервью российским журналистам.

С каждой минутой ситуация накалялась. После того, как обе стороны накидались друг в друга брусчаткой, провокаторы Парубия из-за кордонов милиции начали обстреливать «майдановцев» из огнестрельного оружия. При этом некоторые из тех, кто с красными повязками нападал на футбольных фанатов, потом были опознаны среди сгоревших в Доме профсоюзов.

Спустя час-полтора после начала столкновений на Греческой был застрелен первый в тот день человек – им оказался проукраинский активист. Люди с красными повязками стреляли по толпе не только из-за спин милиции, но и с крыш зданий.



К моменту, когда несколько сотен разгоряченных футбольных фанатов и украинских активистов пошли громить Куликовое поле, на улицах уже было убито, по крайней мере, 4 человека. Все с огнестрельными ранениями.

После отступления с Греческой улицы, пророссийские активисты решили укрыться в Доме профсоюзов. Кому пришла идея завести туда сотни людей, до сих пор неизвестно. Ясно, что среди них были, как те, кто стрелял в центре города из пистолетов и автоматов, так и не принимавшие участия в том побоище люди.



Психологию толпы, на глазах которой застрелили четырех единомышленников, в целом можно было прогнозировать. На Куликовое поле шли громить палаточный лагерь. Его сожгли за несколько минут.

Потом начали закидывать «коктейлями Молотова» Дом профсоюзов. Если всё называть своими словами - произошло массовое убийство более 40 человек. В тоже время нужно учесть, что если бы пророссийские активисты не забаррикадировались в Доме профсоюзов, а просто убежали через близлежащие закоулки – они бы все остались живы. Но этого не произошло. Большинство (около 350 человек) спаслись, сумев выбежать или спуститься с окон до того, как ядовитый дым и огонь поглотили всё здание. Меньшинство – 32 человека, сгорели или задохнулись в дыму. Еще 10 человек разбились насмерть, выпрыгивая из окон. Шестеро были застрелены – 4 человека во время столкновений на улице Греческой и ещё два человека скончались позже в больнице, также от огнестрельных ранений.

Что стало результатом трагедии 2 мая в Одессе? Местный Антимайдан был уничтожен. Почти все активные участники пророссийского движения в Одессе сбежали в Крым, Приднестровье или Россию. После сгоревшего Дома профсоюзов было полностью заменено милицейское руководство, для подкрепления в Одессу перевели батальон милиции из Винницы. Губернатора Немировского заменили на человека Коломойского, при котором попыток дестабилизировать ситуацию уже никто не делал.

Главный ответственный за трагедию, чья безответственность (как минимум) привела к кровавым столкновениям в центре Одессы, и потом, как следствие этого, погрому на Куликовом поле – Дмитрий Фучеджи, бежал в Приднестровье, где находясь под защитой местной власти, спокойно даёт интервью российским телеканалам.

Сами же телезрители особо не задумываются над тем, кто же организовал сбор бойцов, вооружённых дубинками, на Александровском проспекте. И почему милиция не пресекла это заранее? И почему никого из людей с красными повязками не задерживали?

Популярное сегодня

Пошлина за сдачу экзамена на водительские права будет составлять 6500 рублей