Режиссёр «Солнцепёка» Максим Бриус рассказал, почему Евгений Пригожин сделал фильм жёстким
Москва, 18 августа - DIXINEWS.
Год назад вышел фильм «Солнцепёк», который стал первым полномасштабным обращением к широкой аудитории на тему трагических событий на Донбассе, где русскоговорящее население оказалось на грани уничтожения. Режиссёр картины Максим Бриус рассказал, как удалось сделать такую яркую историю, и что привнёс заказчик проекта Евгений Пригожин.
Картина рассказывает про ветерана Афганистана (играет актер Александр Бухаров), пытавшегося в 2014 году вывезти семью из зоны боевых действий, в которую стремительно превращался Донбасс после государственного переворота в Киеве. Но осатаневшие мародёры лишают его машины, вещей и даже документов. Остаётся радоваться, что остались в живых. Но ведь детей и жену необходимо кормить, и других вариантов, кроме как устроиться в Луганске на скорую помощь водителем, мужчина не находит. А там ему постоянно приходится сталкиваться с убитыми местными жителями, которых лютующая киевская власть совершенно не щадит, обрушивая на областной центр и миномёты, и пушки, и авиаудары. Пока персонажи седеют на глазах, число ополченцев стремительно растёт. Максим Бриус быстро породнился с главным героем, и работу с актёром считает большой творческой удачей.
– Мы с Сашей нашли взаимопонимание, хотя раньше не были знакомы, - признаётся режиссёр. - Он тоже тревожился за этот проект, когда его позвали. Его беспокоило, чтобы военный фильм не стал лубочным. Смотрю иногда кино, а там девушки ходят по фронту с накрашенными губами, искусственной грудью и наращенными ресницами. Меня от таких сцен прямо трясёт. Мы сразу обсудили с актёрами, что так не будет, будет максимально правдоподобно и даже бытово, отработаем не как артисты, а как простые люди. Саша сыграл блестяще, мы с ним договорились, что его герой на протяжении фильма будет стареть: внутренне и внешне. События фильма растянуты на полтора месяца, и за это время он постарел лет на 20 от тех страшных ситуаций, в которые он попадает, от тех ужасов, с которыми постоянно сталкивается. Этот герой был мне близок, прям как я сам.
Возникает вполне логичный вопрос: если главный герой так сильно постарел прямо в кадре от всех увиденных ужасов, то режиссёр, который его с этой правдой жизни столкнул, наверное, сдал ещё сильнее?
– Ой, не знаю, - смеётся создатель «Солнцепёка». - Я не буду про это. Я молодой папа, поэтому про это не думаю и не говорю.
Обычно такие страшные истории полностью выписаны ещё на этапе сценария. Но с этим фильмом всё оказалось сложнее, уровень насилия повышался с каждым днём работы над проектом. Фильм, почти за полгода предсказавший события на Украине, и не мог получиться другим.
– Изначально сценарий был чуть менее жёстким, - рассказал Бриус. - Но, когда мы стали «влезать» в материал, изучили документальную хронику, стали смотреть что, где, как происходило, пришло понимание, что должны быть жёсткие сцены. Они должны быть правдивыми на уровне фильма «Иди и смотри». Я был в 10 классе, когда он вышел, и произвел на меня сильнейшее впечатление своей неприкрытой правдой. И родилось ощущение, что мы должны делать фильм по степени достоверности примерно на том же уровне. И, конечно, заказчик фильма, Евгений Пригожин, делал на этом акцент. Когда получал материал, он просил сделать пожестче. Идея создания фильма принадлежала ему, он сказал, что ему хочется, чтобы было такое кино. Энергия, исходящая от Евгения Викторовича, очень помогла всему проекту, во многом из-за него фильм и стал таким достоверным. Если бы мы снимали без его комментариев, кино могло быть помягче. Но считаю, всё правильно сделано.
Сам Максим Бриус признавался, что в жизни человек мягкий. Как же у него получилось сделать настолько жёсткое кино? Шаг за шагом, постоянно преодолевая себя. Помог и опыт, всё-таки режиссёр не первый год снимает кино, и даже научился получать удовольствие от осознания того, что у него получается повышать планку собственных навыков и умений. Главное, чтобы сцены получались достоверными, а с этим у «Солнцепёка» проблем нет. И зрителям важно понимать, что картина не плод фантазий съёмочной бригады, а суровое отражение на экране реальной трагедии, много лет разворачивавшейся на Донбассе. Но понять это можно разве что съездив туда и поговорив с местными жителями.
–Может быть, тогда бы у многих открылись бы глаза, - думает Бриус. - Бои, в целом, недоброе дело, всегда есть жестокость, жесткость, гибнут люди. Мне кажется, мы не преувеличили. Много было документальных кадров, часть из которых мы восстанавливали в кадре. Мне люди наоборот говорили, что, несмотря на всю его кровавость, фильм получился недостаточно жестким, по сравнению с реальностью. Правда жизни оказалась жестче.