Непрозрачность проектов ГЧП Петербурга стала предметом критики в ЗакС
Санкт-Петербург, 30 октября - DIXINEWS.
Обсуждение бюджета Санкт-Петербурга на заседании ЗакСа затронуло проблему непрозрачности инвестиционных проектов города. Депутаты Марина Шишкина и Борис Вишневский выступили с критикой реализации концессий, указав на непропорционально высокие затраты и невозможность подтверждения их целесообразности.
Депутат «Справедливой России», зампредседателя ЗакС Петербурга Марина Шишкина призналась, что обсуждение бюджета города вызвало острую внутрипартийную дискуссию. Помимо проблем промышленности и капитального ремонта, был поднят вопрос государственно-частного партнерства (ГЧП), подконтрольный вице-губернатору Максиму Соколову. В частности, внимание депутатов привлекла непрозрачность концессионных соглашений.
Частные рельсы в шесть раз дороже?
На концессии в 2022 году, в том числе ЗСД, ВСД, «СКА Арену» и трамвай «Чижик», будет выделено из бюджета 21,6 млрд рублей, напомнила депутат. При этом подробности распределения средств неизвестны, а итоговые суммы вызывают вопросы.
«Почему трамвай «Чижик», который обслуживает четыре маршрута общей протяженностью 27 км, получит из бюджета более 2 млрд рублей, то есть около 74 млн рублей за 1 км? А ГУП «Горэлектротранс», который обслуживает 37 трамвайных маршрутов и 47 троллейбусных маршрутов протяжённостью 980 км, получит субсидии в районе 12 млрд рублей, то есть примерно 12 млн рублей за 1 км? Почему частные рельсы «Чижика» дороже городских маршрутов более чем в 6 раз?» - задается вопросом Шишкина.
Шестикратная разница в стоимости 1 км пути вызвала недопонимание и сомнение в целесообразности трат, проверить которые невозможно, так как соглашения недоступны для ознакомления. Шишкина отметила, что осознает важность привлечения частных партнеров к проектам города, однако считает, что концессии нужно делать более открытыми.
Расходы государственные, доходы – частные?
Непрозрачность концессионных соглашений не в первый раз становится предметом обсуждения в стенах ЗакСа. На заседании парламента 6 октября проблему поднимал депутат «Яблока» Борис Вишневский, указав на непрозрачность проектов ГЧП. Представитель Смольного Юрий Шестериков уклонился от ответа, заявив, что вопрос не относится к повестке заседания.
На заседании 27 октября Вишневский вновь поднял вопрос, выступив с резкой критикой в отношении проектов, реализуемых в рамках ГЧП. Отдельное внимание депутат уделил ЗСД.
«2.5 млрд рублей предлагается выделить на выплаты по облигациям, выпущенным для строительства ЗСД. При этом концессионеры недавно сообщали, что их прибыль превысила гарантированный доход, и только что анонсировано повышение платы за проезд. Почему не за счет прибыли идут выплаты по облигациям? Напомню, что, когда строился ЗСД, предполагалось, что эти выплаты будут за счет платы за проезд. Но затем оказалось, что расходы по выплатам остались за принадлежащим городу АО «ЗСД», а доходы - плата за проезд, - попала к частной компании «Магистраль Северной Столицы». Это ровно то «государственно-частное партнерство», которое так хвалит Комитет финансов, когда расходы государственные, а доходы частные», - отметил Вишневский.
Аналогичная ситуация возникла и со строительством «СКА Арены». Данные примеры объединяет непрозрачность и недоступность для ознакомления концессионных соглашений. Вишневский напомнил шутку вице-губернатора Эдуарда Батанова о том, что соглашения, на основании которых бюджет выделяет средства, спрятаны в «шкафчике».
«Вот только шкафчик вы заперли, а ключик положили в карман. И не показываете депутатам это соглашение. Мы выделяем миллиарды рублей в бюджете на неизвестном и непроверяемом нами основании. И я категорически не согласен с тем, что горожане фактически дважды платят за ЗСД: когда едут по нему, и когда финансируют из бюджета его строительство», - резюмировал он.
Четыре года назад был принят в первом чтении проект закона о необходимости размещать на сайте правительства соглашения о ГЧП и концессионные соглашения, в которых предусматривается участие города. Второе слушание по проекту так и не было проведено. Вероятно, лояльный Смольному парламент не станет инициировать рассмотрение данного законопроекта, т.к. это не выгодно городской администрации, в том числе курирующему инвестиционные и транспортные проекты вице-губернатору Максиму Соколову.
Ранее в СМИ отмечалось, что из-за непрозрачности и отсутствия контроля за концессиями миллиарды рублей бесконтрольно уходят из казны в частные руки, как это произошло с ЗСД. Также сообщалось, что по схожей схеме комитет по инвестициям Романа Голованова реализует ШМСД.
Недавно в СМИ также появилась информация о возрождении скандального проекта «Орловский тоннель». Ранее проект курировал вице-губернатор Соколов, на тот момент возглавлявший комитет по инвестициям и стратегическим проектам. Тогда проект реализовывался в рамках концессии, при этом потери города оценены в 1,2 млрд рублей.