Уникальные гравированные антиминсы XVII–XIX веков впервые показали в Музее Рублева
Москва, 28 сентября - DIXINEWS.
Уже в первые века христианства для проведения богослужений вне храмов использовался специальный переносной столик, а позднее — кусок ткани, в который были вшиты частицы мощей, заменяющий престол. Этот тканевой плат стал называться антиминсом. В дальнейшем антиминс стал неотъемлемой частью литургии. На Руси антиминсы появились с XII века. Выставка наглядным образом демонстрирует, как менялся стиль этих уникальных произведений с течением времени, отражая влияние различных эстетических направлений и общественных вкусов. Середина XIX века ознаменовалась вытеснением гравюры новыми полиграфическими технологиями, что стало важной вехой в истории производства антиминсов.
Посетители выставки смогут увидеть как ранние, рукописные антиминсы с изображением Креста, так и гравированные полотна, созданные в период с XVII по XIX века. Экспозиция включает редкие образцы иконописи, а также гравюры и литографии с изображениями монастырей и портретами церковных иерархов. Большинство артефактов представлены как из коллекции Музея имени Андрея Рублева, так и из фондов Музея христианского искусства «Церковно-археологический кабинет».
Выставка была торжественно открыта в присутствии епископа Истринского Серафима, викария Патриарха Московского и всея Руси. Он указал на важность антиминсов не только как сакральных реликвий, но и как исторических документов. Епископ также подчеркнул, что данная выставка является важным шагом на пути к глубокому научному исследованию этих артефактов.
История печатных антиминсов тесно связана с реформами патриарха Никона. В 1655 году, вскоре после Московского собора, был издан указ о создании первого гравированного антиминса. Композицией для него стало «Оплакивание Христа». В XVIII веке выдающиеся мастера, такие как знаменитые граверы петровского времени братья Иван и Алексей Зубовы, внесли значительный вклад в окончательное утверждение антиминсов Нового времени.
Выставка предоставляет уникальную возможность широкой публике увидеть эти произведения искусства, которые обычно хранятся в закрытых фондах и редко выставляются на обозрение. После завершения экспозиции все экспонаты будут возвращены в хранилища на длительный срок.