РОСИЗО и Мультимедиа Арт Музее представляет выставку Ани Жёлудь "Вдох выдох"
Москва, 26 сентября - DIXINEWS.
Одна из наиболее значимых фигур российского искусства последних двадцати лет – художница Аня Жёлудь. Без её творчества трудно представить развитие отечественного искусства в первой четверти XXI века.
Уже в 2007 году, когда ей было всего 26 лет, Жёлудь стала номинантом государственной премии в области современного искусства «Инновация», а в 2008 году попала в число претендентов на Премию Кандинского. Её первая персональная выставка в музее состоялась в Государственном Русском музее в 2009 году. В этом же году она стала одной из немногих российских художниц, принявших участие в основном проекте Венецианской биеннале современного искусства. Её работы хранятся в крупнейших музеях России, таких как Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, ММОМА, МАММ, РОСИЗО и других.
Аня Жёлудь скончалась 4 июня 2025 года в возрасте 43 лет, оставив значительное наследие в виде уникального авторского стиля, что доступно лишь немногим выдающимся художникам. Её живописные произведения и металлические скульптуры можно легко определить с первого взгляда. Художница визуализировала формы окружения и природы через использование неожиданного материала – металлических прутьев. В её произведениях, представляющих собой каркасные изображения предметов вроде стола, стульев или рояля, особое внимание уделялось внутренней сути и «душе» объектов, где пустота говорила не меньше, чем контуры. С помощью своих брутальных железных прутьев Жёлудь создавала метафору тех видимых связей, которые окутывают наш мир и всех людей.
Проект «Коммуникации», представленный на 53-й Венецианской биеннале, стал олицетворением этой идеи. Аня Жёлудь вновь обратилась к теме коммуникаций в своей последней выставке «Абзац», которая открылась в PA Gallery в 2025 году и исследовала разрыв связей между людьми.
Среди экспонатов на выставке представлены произведения из коллекции Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО». Среди них можно найти такие работы, как «Шкаф», «Пылесос», «Тележка», а также объекты «Юбка», «Белое платье», «Телевизор», «Вешалка» и другие известные произведения.
Ключевая часть творчества Ани Жёлудь заключается в ее небольших «картинках», на которых на сером фоне белыми буквами выведены лаконичные слова, написанные детским почерком, — «вход», «выход», «вдох», «выдох» и другие.
Эти текстовые работы представляют собой своего рода живой дневник: искренний и трогательный. Жёлудь в проволочной технике выписывает короткие экзистенциальные фразы на грани между повседневными мелочами и глубинными размышлениями: «кран не поменяла», «холод страх», «все делится на живое и мертвое», «воды принести сама не могу». Эти работы наполнены биографическими элементами, которые, несмотря на их личный характер, обращаются к каждому зрителю на эмоциональном уровне.
Текстуальные картины относятся к сериям «ПОЛБЕДЫ, или Иллюзия быта» и «После зимы». Важность серийности в работах Жёлудь заключается в том, что акт живописания часто превращается в интересную акцию. Художница создает множество картин одного типа, и именно серийность была для нее важной. Некоторые из ее акций включали подарки или продажу картин по символической цене. Одна из таких акций называлась «Отдам в хорошие руки», что ассоциируется с расставанием с домашними животными. Такие акции распространили творчество Жёлудь среди многих людей, которые стали частью ее мира искусства.
Маникальное повторение одних и тех же объектов, например, когда бидон изображен сорок один раз или чайник — шестьдесят, служило для Жёлудь методом изучения процесса создания каждого произведения.
Художница подробно описывала свои чувства и ощущения в личных дневниках и записках, фрагменты из которых сопровождают выставку. Экспозиция Ани Жёлудь в МАММ представляет собой своеобразный конспект ее творчества, который, несмотря на отсутствие полной картины, включает большинство концептуально значимых этапов ее развития.