Операция против ценового заговора: Минторг предлагает контроль за стоимостью продуктов

Операция против ценового заговора: Минторг предлагает контроль за стоимостью продуктов
Покупатели в супермаркете. Источник: © РИА Новости Автор фото: Григорий Сысоев

Москва, 24 октября - DIXINEWS.

Россия затаила дыхание: в коридорах власти разрабатывается беспрецедентная инициатива, способная кардинально изменить российскую торговую систему. Федеральная налоговая служба обретает полномочия, о которых ранее мечтали только спецслужбы: полный доступ к тщательно охраняемым коммерческим тайнам бизнеса.

Официальная версия выглядит благородно — борьба с повышением цен на продукты питания. Однако за кулисами этой истории разгорается настоящая драма с неожиданными поворотами, где картофель, который оптом стоит 17 рублей за килограмм, превращается в драгоценный клубень с ценой 60 рублей на полках магазинов. Это лишь начало увлекательной детективной истории, в которой замешаны миллиарды рублей, скрытые наценки и молчаливый сговор ключевых фигур продовольственной безопасности страны.

Операция "Прозрачность": что скрывает Минпромторг

Подготовленный Минпромторгом законопроект напоминает сюжет захватывающего экономического триллера. ФНС становится всевидящим оком, обладая доступом ко всем сделкам, доходам и манипуляциям с ценами на социально важные товары. Аудиторские отчеты, финансовая отчетность, коммерческие соглашения — всё это будет доступно чиновникам.

«Чтобы обеспечивать контроль цен на всех этапах движения товаров, фиксируя их на каждом уровне», — гласит пояснительная записка.

Однако между строк можно увидеть другое: власти готовятся к масштабной зачистке рынка. Статья 102 Налогового кодекса, которая долгое время защищала коммерческую тайну, может быть упразднена под давлением новых реалий.

Правительство получает право определять не только список товаров под контролем, но и перечень ведомств, которые будут иметь доступ к конфиденциальной информации. Это напоминает создание экономической разведки с неограниченными полномочиями.

Яичный кризис и рыбный коллапс: хроника ценовых войн

2023 год вошел в память россиян как "год золотого яйца", когда стоимость этого продукта выросла на 40%. В 2024 году картофель побил все ценовые рекорды, подорожав на 92%. Народная рыба сельдь превратилась в деликатес, подскочив в цене на 28%. Однако оказалось, что пока оптовая стоимость сельди упала на 14%, розничные цены продолжали двигаться вверх. 

Алексей Красильников из Картофельного союза проливает свет на неприятную правду: 

"Наценка ритейлеров может превышать оптовую стоимость товаров в два или три раза", — объясняет эксперт. 

Килограмм картофеля стоит в опте 17-20 рублей, а на полках магазинов та же продукция имеет ценник в 60-80 рублей.

Эти факты — не просто цифры, за ними скрываются миллионы семей, для которых картофель и яйца являются основополагающими продуктами питания. Вопросы ценообразования стали настолько важными, что их начали обсуждать на уровне президентов России и Белоруссии. 

Производители наносят ответный удар

Генеральный директор Росптицесоюза Галина Бобылева не скрывает своего мнения: 

"Мы полностью поддерживаем законопроект и неоднократно поднимали эти вопросы сами", — заявляет она. 

Производители выражают недовольство тем, как их продукция обрастает золотым налетом при перемещении от оптовой цены производителей к прилавку.

Картофельный союз выступил с инновационным решением — предложением долгосрочных контрактов с зафиксированными ценами. Тем не менее, торговые сети хранят молчание. Это молчание говорит громче слов. Производители готовы показать всю правду: реальную стоимость, структуру затрат. Но готова ли торговля к такой открытости? 

"Рентабельность производителей снижается, и площади под посадку уменьшаются", — предупреждает Красильников. 

Сложилась парадоксальная ситуация: сельхозпроизводители разоряются, покупатели сталкиваются с завышенными ценами, а посредники получают сверхприбыли.

Многие производители ранее предлагали рассмотреть вопрос принятия на законодательном уровне одинаковой наценки на продукты социального значимой корзины, для производителя и торговых компаний, которая по их мнению могла быть установлена в размере от 15-25%. Производители считают такой подход более честным по отношению к потребителю.

Торговые империи готовятся к обороне

Станислав Богданов, представитель АКОРТ, выдвигает возражения. Он указывает, что наценка на основные товары составила всего 3,4%, что является "историческим минимумом". Однако эксперты сомневаются в этих данных. Как объяснить значительную разницу между оптовыми и розничными ценами при наценке всего лишь 3,4%? 

Бабкен Испирян из ассоциации "Народный фермер" задается вопросами: 

"Бизнес не передает ФНС полные данные по всем закупкам. Неясно, каким образом будет оцениваться стоимость каждого товара?".

Торговцы не только опасаются контроля, но и боятся, что будут разоблачены схемы, долгие годы помогавшие манипулировать ценами. 

Сергей Коршунов, представитель Союза органического земледелия, прямо заявляет: 

"Это похоже на создание нерыночной системы регулирования цен".

Но возможно, свободный рынок — это всего лишь иллюзия, а реальность — это картельный сговор, прикрытый риторикой о конкуренции? 

Политическая бомба замедленного действия

Депутат Госдумы Сергей Лисовский, член комитета по защите конкуренции, неожиданно выступает против: 

"Этот законопроект я бы не поддержал", - заключает он.

Его аргумент прост: государственное вмешательство и так велико. Но за строками его речи можно уловить подтекст: слишком много влиятельных лиц могут пострадать из-за разоблачения истинных механизмов формирования цен. 

Георгий Остапкович из ВШЭ предупреждает: 

"Если бизнес-структуры получают доступ к информации о ценах, это подрывает конкурентную борьбу".

Тем не менее, многие эксперты поднимают другой вопрос: а существует ли на самом деле конкуренция, или рынок давно контролируется негласным сговором? 

Олег Павлов, представитель Общественной потребительской инициативы, поддерживает законопроект, считая его "очень полезным". Однако его мнение тонет в шквале критики тех, кто настроен защищать свои интересы.

Неожиданный поворот: кто стоит за ценовым сговором?

Наиболее потрясающий аспект этой истории — не завышенные цены и не сопротивление торговых точек, а глубинные детали предлагаемого законопроекта. Власти получают возможность не только устанавливать список регулируемых товаров, но и определять ведомства, имеющие доступ к информации. Это открывает данные о реальных ценах и наценках не только для проверяющих организаций.

Близкие к разработке законопроекта источники указывают: дело не ограничивается контролем цен. Возможно, власти планируют провести всеобъемлющую реформу системы продовольственного обеспечения. В условиях санкций и экономической изоляции контроль за продуктовыми ресурсами становится вопросом государственной важности.

Однако, наибольший интерес вызывает реакция крупнейших ритейлеров. Эксперты, почти шепотом, обсуждают потенциальный сценарий: национализация части розничной торговли, прикрываемая борьбой со спекуляциями.

Вопрос налоговой тайны — это лишь начало крупной истории. Следующие шаги могут включать в себя непосредственное регулирование цен, возвращение распределительной системы советского периода или создание государственной торговой корпорации. Минпромторг избегает раскрывать подробности, ФНС готовится к новым обязанностям, а покупатели продолжают переплачивать за базовые продукты.

Исход этой ситуации может оказаться неожиданным для всех сторон. Остается только выяснить, кто понесет основные потери: торговые сети со своими наценками, производители с жалобами или покупатели, вынужденные покрывать расходы. Законопроект о раскрытии налоговой тайны — это не только борьба с завышенными ценами. Это начало масштабной игры, где на кону стоит продовольственная безопасность страны.


Популярное сегодня

ВЦИОМ: продукты из России лидируют по спросу в странах бывшего СССР