Минсельхоз: долгосрочные контракты поддержат цены на значимые продукты

Минсельхоз: долгосрочные контракты поддержат цены на значимые продукты
Продукты питания. Источник: agroexpert.press Автор фото: Александр Плонский / «Агроэксперт»

Москва, 29 октября - DIXINEWS.

Давая возможность поставщикам и торговым сетям самостоятельно определять стоимость или формулу для расчета цен на социально значимые продовольственные товары в долгосрочных контрактах — для потребителей таких продуктов будет обеспечена стабильность цен. Об этом сообщается в заявлении Министерства сельского хозяйства.

Министерство промышленности и торговли вместе с Министерством сельского хозяйства предложили два проекта изменений в закон о торговле. Первый проект вносит в законодательство термин «фиксированный диапазон отпускных цен». Поставщики будут обязаны отгружать ретейлерам конкретное количество продуктов. Список таких продуктов утвердит специальная ценовая комиссия, после чего его одобрит правительство. Та же комиссия определит и диапазон цен. Этот диапазон предполагается устанавливать с учетом рентабельности производства продуктов, так чтобы сохранялась возможность инвестирования в модернизацию и расширение производственных мощностей, указывается в документе.

В состав комиссии войдут представители профильных ведомств, отраслевых союзов агропромышленного комплекса, а также представители ретейла и регионов, производящих продукты питания. У сетей или «агрегаторов» должно быть заключено не менее 80% розничных продаж этих продуктов по долгосрочным контрактам с фиксированными диапазонами, цитирует газета первый вариант поправок.

Второй вариант предлагает обязательные прямые долгосрочные поставки конкретных продуктов для сетей. Фиксированную цену рассчитают по формуле, которую определит правительство вместе с перечнем продуктов. В следующем году сети должны ежеквартально продавать не менее 80% товаров по прямым долгосрочным договорам; в 2027 году это число должно составлять не менее 85%, а в 2028 году — не менее 90%.

Поправки планируется ввести в действие с 1 марта 2026 года, и они будут действовать до конца 2028 года.

В конце августа Министерство внесло предложение о поправках в закон о торговле. Эти изменения позволят поставщикам и торговым сетям устанавливать в долгосрочных контрактах цены или формулы расчетов на определенные продукты.

В министерстве подчеркнули, что обсуждение закона касается исключительно социально значимых продуктов питания.

"Законодательная инициатива прорабатывается совместно с депутатами Госдумы и Минпромторгом с целью поддержания стабильной ценовой ситуации на социально значимые продовольственные товары. Производителям и торговым сетям будет позволено самостоятельно устанавливать цены продукции на длительные периоды. Министерство сельского хозяйства России эту инициативу поддерживает", - подтвердили в Минсельхозе.

Поддержку инициативе выразили и представители сельскохозяйственного сектора.

Генеральный директор Росптицесоюза, Галина Бобылева, отметила в интервью журналистам, что союз поддерживает введение системы долгосрочных договоров с фиксированной стоимостью между производителями и торговыми сетями. Это, по ее мнению, необходимо для регуляции спроса и предложения.

"Такие контракты уже заключаются, но в основном с крупными производителями. Замечательно, если это станет практикой и для средних и малых предприятий. Необходимо создать законодательную базу, регулирующую условия таких договоров. Очень радует, что наше предложение поддержано Министерством сельского хозяйства", — заявила Галина Бобылева.

Заместитель директора АО «Птицефабрика Чайковская», Владимир Бельков, также прокомментировал законодательную инициативу Министерства:

"Сам законопроект мы ещё не видели, нам бы хотелось принять участие в дискуссии по данным поправкам, поскольку мы пока не пониманием от чего будет складываться цена? Будет ли она учитывать интересы производителей, инвесторов, затраты на производство? Какая формульная цена должна будет работать, с учетом рентабельности и себестоимости продукции? В целом, пока больше вопросов, чем ответов. Мы, как производители, однозначно поддерживаем и ранее не раз выходили с предложением заключать долгосрочные контракты без изменения цены с торговыми сетями в течение года. Мы считаем это выгодно для всех участников рынка. В свою очередь мы пониманием, что имеем расчёты рентабельности на год, можем планировать рост производства, планировать модернизацию предприятия».

Торговые ассоциации высказали озабоченность по поводу предложенной инициативы, считая ее потенциально опасной.

Станислав Богданов, председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), в комментарии для «Агроэксперта» пояснил, что решение подготовить обращение является следствием обеспокоенности всех участников товаропроводящей цепи. Это связано с рисками, которые обусловлены введением обязательной доли долгосрочных договоров с зафиксированной или формульной ценой между ритейлерами и поставщиками продуктов питания.

«Доля подобных соглашений варьируется на протяжении года, завися от сезонных факторов и переговорных кампаний с поставщиками. К примеру, когда заканчиваются запасы отечественных овощей борщевого набора, действие долгосрочных контрактов прекращается, и начинается новая переговорная кампания на новый сезон», — пояснил он, называя сложным обязательство поддерживать 80–90% продаж через долгосрочные контракты на постоянной основе и по всем товарным категориям.

Ранее предложенные законодательные инициативы, актуальные на 2023 год, еще не были полностью реализованы, а некоторые из них даже отклонены. Для защиты интересов производителей государственные регуляторы и законодатели выдвинули несколько предложений. Среди них обозначены: снижение НДС с 10 до 5% на социально значимые товары, закрепление минимального процента присутствия местных производителей на полках ритейлеров в размере 25%, отмена дополнительных сборов ритейлеров с производителей, сокращение сроков оплаты товара и ограничение наценки на социально значимые продукты. До сих пор удалось реализовать лишь отмену дополнительных платежей, известных как «ретро бонус» за размещение товаров на полках. Однако эта мера была принята лишь частично и коснулась только ограниченного списка социальных продуктов. Остальные инициативы пока остаются без рассмотрения.


Операция против ценового заговора: Минторг предлагает контроль за стоимостью продуктов