Золотодобытчики обеспокоены казусом ОЗУ
Добыча золота на Дальнем Востоке – проблемная отрасль.
Чита, 30 сентября - DIXINEWS.
Борис Титов, бизнес-омбудсмен, писал Министру природных ресурсов РФ по поводу ситуации с золотодобывающими компаниями. Просьба чиновника казалась особо защитных участков, однако выполнить её никто не удосужился. Данные участки попадают в границы природоохранных зон. В результате горняки, с одной стороны, не могут добывать там золото, а с другой — не могут его не добывать, так как это нарушение условий лицензии.
Как
Почему-то, когда горнопромышленники решают вопросы по поводу аренды лицензионных земель, в дело всегда вмешивается прокуратура. Она говорит, что якобы "вы не можете здесь работать", так как ваша земля попадает в границы особо защитных участков леса.
- То есть прокуроров почему-то не волнует, что лицензию продавало само государство, и в ней не было ни слова о каких-то ОЗУ. Но дальше ещё интереснее. Когда работы по требованию прокуратуры приостанавливаются, в процесс зачастую включаются представители Росприроднадзора и фактически обвиняют промышленников в нарушении лицензионных соглашений: мол, вы не добываете золото, соответственно, «не соблюдаются требования технического проекта на разработку месторождения в части обеспечения установленных уровней добычи песков». И надзорщиков позиция прокурорских работников не волнует. То есть всё настолько законодательно перекошено, что предприятия не могут ни добывать золото, ни не добывать золото. И в том и в другом случаях их обвиняют в нарушениях. С одной стороны - природоохранного законодательства, с другой - параметров лицензионного соглашения- , пишет издание.
По словам добытчиков, выход из ситуации довольно простой - получив в аренду участок, пользователь может обратиться в Рослехоз, чтобы исключить из госреестра сведения о выделения ОЗУ. Но на практике всё происходит иначе. Коротко говоря, Рослесхоз не всегда выполняет свои обязанности по внесению таких участков с госреестр, что называется "бездействием" на языке судебных структур. С подобными вещами сталкивались многие - - ООО ПК «Кварц», ООО «Газимур», ООО «Восточная ГРЭ», ПАО «Ксеньевский прииск» и другие.
Как пишет автор статьи, сам формут ОЗУ не регламентирован должны образом, тогда как российские законы не запрещают недродобывателям добывать золото в особо защитных зонах.
-А вот бизнес-омбудсмен Борис Титов, первым обративший внимание на проблему, в своём письме министру природных ресурсов и экологии РФ Дмитрию Кобылкину предельно доказательно сообщил: отраслевые предприятия испытывают большие сложности при строительстве инфраструктурных объектов, необходимых для освоения месторождений полезных ископаемых. Ведь лицензионные участки нередко располагаются в зоне ОЗУ, и недропользователи узнают об этом лишь на этапе оформления договоров аренды. Это, конечно же, приводит к убыткам как из-за невозможности отрабатывать запасники полезных ископаемых, так и из-за штрафов за нарушение лицензионных условий, связанных с неотработкой месторождений. А далее бизнес-омбудсмен сделал печальный, но явно верный вывод: «Такие законодательные противоречия угрожают развитию золотодобывающей отрасли и могут привести к остановке деятельности золотодобывающих предприятий региона», - сказано в статье.
При этом в одном только регионе почти 300 компаний, которые имеют лицензию на добычу золота, из них 82 компании являются градообразующими. Из-за этого бюджеты теряют почти 15 млрд рублей в год.
- Что же делать в сложившейся ситуации? На этот вопрос практически все руководители золотодобывающих компаний, с которыми мы разговаривали, дают примерно один ответ: требуется устранять нормативно-правовые противоречия. То есть, с одной стороны, ещё более чётко прописать ситуацию с ОЗУ в Лесном и Водном кодексах, с другой - привести остальные акты в соответствии с этими правоустанавливающими документами. Также было бы целесообразно внести изменения в ФЗ «О недрах» в части выдачи лицензий, чтобы золотодобытчики получали их полностью подготовленными, без дополнительных обременений - что называется, «под ключ». Пока же ОЗУ остаются одной из главных проблем недропользователей. Тем более, в Забайкалье, где 68,3 процента территории покрыто лесами, при средней российской лесистости в 45,3 процента. Конечно, такое зелёное богатство - однозначный плюс. Но при этом, если не навести порядок с ОЗУ и не сделать данный процесс максимально прозрачным, региональную золотодобычу ждёт крах. С самыми печальными последствиями для всей территории, да и для России в целом, - отмечает издание.