Продажи новых автомобилей в России за февраль снизились на 25%

Москва, 6 марта - DIXINEWS.

В феврале продажи новых автомобилей в России сократились на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По данным статистики, было реализовано 78 тысяч машин. Аналитики связывают такой спад с ожиданиями увеличения скидок от автопроизводителей, возможным возвращением зарубежных марок на рынок и растущей популярностью депозитных программ.

Продажи новых легковых автомобилей в России за февраль сократились на 24,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 78 040 машин. По сравнению с январем спрос снизился на 12,4%, сообщают аналитики агентства «Автостат». В феврале 2024 года продажи новых авто достигли 103 954 единиц, в 2023-м — 56 148, а в 2022-м — 114 349. Схожий уровень продаж наблюдался в январе 2024 года (80 212 машин), а более низкие показатели фиксировались с марта 2022-го по май 2023-го.

На снижение спроса могли повлиять ожидания возвращения мировых автопроизводителей, считает директор «Автостата» Сергей Целиков. Весомым фактором также остаются высокие процентные ставки по автокредитам — многие покупатели предпочитают хранить средства на депозитах, а не тратить их на новое авто. Дополнительно китайские компании начали снижать цены, что может спровоцировать дальнейший рост скидок. Тем не менее, по мнению эксперта, в марте рынок может почувствовать оживление. Он также напомнил, что в первые два месяца года спрос традиционно слабый, но весной ситуация обычно улучшается.

«Январь и февраль всегда считаются низким сезоном, но весной рынок, как правило, оживает», — отметил Сергей Целиков.

Официальные заявления о возвращении ушедших автоконцернов в Россию пока отсутствуют. Однако в феврале бывший глава АвтоВАЗа Бу Андерссон выразил мнение, что многие зарубежные компании продолжают проявлять интерес к российскому рынку. Глава Renault Лука де Мео также не исключил возможного возобновления деятельности бренда в стране. Вдобавок на hh.ru недавно появились вакансии представительства Kia Russia & CIS. Глава Минпромторга Антон Алиханов подчеркивал, что российский автопром использует ситуацию с уходом иностранных производителей как возможность для роста. При получении соответствующего запроса министерство готово сформулировать позицию по их возвращению.

Лидером российского авторынка в феврале осталась LADA, которая увеличила свою долю до 31,5%, реализовав 24 573 автомобиля (против 27,6% годом ранее). Среди иностранных брендов первое место занял китайский Haval — его автомобили разошлись тиражом 9 570 единиц. Далее расположились другие китайские автопроизводители: Chery (8 389 машин), Geely (5 101), Changan (4 424) и OMODA (2 040). В десятку также вошли белорусский Belgee (2 001), а также китайские Jetour (1 770), JAECOO (1 627) и EXEED (1 442).

Несмотря на общий спад, три бренда показали рост: Jetour увеличил продажи на 22,5%, JAECOO — на 39,8%, а Belgee — на 92%. В то же время, наибольшая потеря объемов была зафиксирована у EXEED (-57,8%) и Geely (-58,4%).

«Рост Jetour и JAECOO связан с низким стартом год назад, когда эти марки только выходили на рынок», — пояснил Сергей Целиков.

Корректировка продаж EXEED объясняется сложностями позиционирования: несмотря на заявленный премиальный сегмент, автомобили бренда стоят значительно дороже моделей Chery, однако разница в восприятии потребителями не столь заметна. Это приводит к ситуации внутрибрендовой конкуренции. В случае Geely падение вызвано перераспределением моделей между другими марками, такими как Knewstar и Belgee, что искусственно снижает показатели Geely.

За первые два месяца 2024 года в России было продано 167 112 новых автомобилей, что на 9,3% меньше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

Среди моделей на первой позиции остается LADA Granta: в феврале продано 9 513 машин, что на 27,2% ниже, чем год назад, но ее доля на рынке осталась выше 12%. LADA Vesta заняла второе место с результатом 8 169 автомобилей (+14%). Самые востребованные иномарки — это китайские кроссоверы Haval Jolion (3 770 шт., -25,2%) и Chery Tiggo 7 PRO Max (3 652 шт., -2,9%). Далее следуют отечественные внедорожники LADA Niva Travel (2 771 шт., -33,6%) и LADA Niva Legend (2 095 шт., -49,4%). В десятку также вошли Chery Tiggo 4 PRO, Changan UNI-S (учитывая CS55 Plus), LADA Largus и Geely Monjaro.