Александр Халецкий рассказал, как выживает машиностроение в России
Санкт-Петербург, 12 ноября - DIXINEWS.
Генеральный директор группы «Коминвест-АКМТ» Александр Халецкий дал интервью «Росбалту», в котором сообщил с какими сложностями сталкиваются участники рынка.
Компании «Коминвест-АКМТ» в следующем году исполнится 28 лет. Александр Халецкий возглавляет предприятие с 2003 года. Изначально компания называлась «Торговый Дом объединения «Коммаш», в которую входили основные заводы коммунального машиностроения, а «Коминвест владел миноритарными пакетами акций этих заводов, а акции «Коминвеста» принадлежали директорам заводов.
Когда в 2002 году объёмы закупок техники упали, бизнес сократился настолько, что акционеры решили выйти из компании. Тогда и «взял под крыло» «Коминвест» Халецкий с партнёром Дорохиным и ещё несколько человек. Их стартовый капитал составлял всего $20000
Изначально, предприятие занималось поставками различной российской техники из дорожной, нефтяной и энергетической отраслей. И уже к 2005 году штат достиг 30 человек. В бизнес вкладывали почти всё, что зарабатывали, работали по 12 часов в сутки, да к тому же постоянные командировки по всей России, принесли хорошие плоды.
Позже, когда Халецкий и команда поняли, что российская промышленность не создавала новых машин, они решили внедрить автоматизированные системы управления, автономность и многофункциональность техники, и отправились по Европе за технологиями.
Первым производителем стал «Джонстон Свиперс» (Англия) от которого российская команда хотела получить дилерские эксклюзивные права на территории России. Но им нужны были не готовые машины, а только оборудование. Так как надо было снизить стоимость машины, они решили устанавливать оборудование на белорусское шасси «МАЗ».
В итоге оборудование было закуплено и стоимость готовой машины составила около 5 млн руб. А это на 40% дешевле, чем такая же машина на импортном шасси. Англичане оценили технику и дали «Коминвесту-АКМТ» эксклюзивные дилерские права на год.
В первый год было продано 6 таких машин, затем продали ещё 20 машин, и в итоге продавали от 50 и больше машин в год.
К 2008 году, пользуясь репутацией лучшего дилера «Джонстон Свиперс», «Коминвест-АКМТ» стал продавать продукцию «Фарид Индастриз» (Италия), «Эпоке» (Дания), «Вилли» (Финляндия), «Брод Свиден» (Швеция), «Моро» (Италия), а также стали развивать направление аэродромно-технического обеспечения.
В 2011 в Россию пришли все мировые производители, напрямую или через дилеров. Началась конкуренция. Стало ясно,что крупноузловой сборке осталось существовать недолго, так как требовалось улучшать экономику за счёт локализации производства в России отдельных видов навесного оборудования, продажи которого достигли экономически эффективного объёма производства.
Халецкий с командой нашли производственную площадку для реализации проектов АО «Тосненский механический завод», в который только в модернизацию вложили 10 млн евро.
В 2012 году «Коминвест-АКМТ» стал дилером ещё одного мощного предприятия – финского «Амоматик», основной профиль которого — асфальтовые заводы производительностью от 120 до 360 тонн в час. Халецкому поступило предложение от прежнего акционера компании «Амоматик», с которым была согласована хорошая цена в рассрочку на 3 года.
Совместно с финскими коллегами был создан новый завод контейнерного типа МАБУ 80, что является мировым ноу-хау. Также российская компания получила субсидии от НИОКР Минпромторга на создание подобного завода в России, и сделала его за 2 года в Дубне.
Помимо этого сейчас компания ведёт три НИОКРа Минпромторга по постановлению № 1312. Это мусоровоз на дизель-электрическом шасси, мобильная асфальтовая установка с производством до 100 тонн в час — выходим на серийное производство и в процессе изготовления — дорожный аэродромный уборочный комплекс.
Тесное сотрудничество у «Коминвеста-АКМТ» с «КАМАЗом» - изготовление самого сложного навесного оборудования на шасси «КАМАЗа».
Александр Халецкий не оставил без внимания вопрос о наболевшем – конкуренции.
«Есть уважаемые конкуренты, такие же заводы, которые прошли процессы модернизации, совершенствуют свою продукцию, улучшают качество — с такими у нас рабочие отношения. А есть предприятия, которые маскируются под производство полного цикла, не владея станками, не имея в собственности инженерно-конструкторской документации, что является основным требованием соответствия производителя. Они выдают себя за производителей продукции, которая по факту собирается из импортных компонентов» - отметил генеральный директор.
О таких недобросовестных конкурентах Халецкий высказывается на отраслевых мероприятиях в Госдуме, ТПП РФ, Минпромторге, на экспертных советах и выставочных мероприятиях. Он считает, что необходимо доработать целый ряд отраслевых процессов.
Зачастую, предоставляются сфабрикованные документы, которые соответствуют требованиям лишь по формальным признакам, а у экспертов в региональных ТПП иногда нет компетенции это распознать.
Получается, что схемы позволяют поставлять продукцию западных поставщиков под именем российских производителей и выигрывать тендеры по 44 и 223 ФЗ с минимальным снижением. Но раз официальный орган ТПП выдал соответствующий документ, то оснований сомневаться нет.
Но таких «псевдопроизводителей» легко вычислять по отсутствию технологического оборудования на балансе и маленькому штату сотрудников, а ещё такие предприятия сдают в аренду площади западным компаниям.
Генеральный директор «Коминвест-АКМТ» рассказал ещё об одном неприятном моменте – о конфликтах и «неспортивном поведении».
«В последнее время ощущаю на себе «укусы» информационной атаки, так называемого «черного пиара», когда берутся факты из бизнес-деятельности, происходит подмена понятий, переворачивается суть — и ты из порядочного поставщика, борющегося в честной конкурентной борьбе, «превращаешься» в «антигероя» – приводит слова Халецкого «Росбалт».
Но реагировать на это директор одной из мощных компаний России никак не собирается: «Мы уже всем доказали, что являемся добросовестными производителями полного цикла конкурентной продукции в разных сегментах», - сказал он.