Генпрокуратура РФ просит признать движение «Талибан» разрешённым в России

Москва, 31 марта - DIXINEWS.

С 2003 года в стране сохраняется официальный запрет на передвижение. Президент России Владимир Путин ранее подчеркивал наличие определённых сложностей в Афганистане, добавив, что вопрос взаимодействия с нынешним руководством требует отдельного детального подхода.

Генеральная прокуратура Российской Федерации направила в Верховный суд просьбу о приостановке действия запрета на деятельность движения «Талибан», ранее признанного террористическим.

Такое обращение стало продолжением инициатив, ранее озвученных Министерством иностранных дел и Министерством юстиции России. В мае они выступили с предложением к президенту РФ Владимиру Путину рассмотреть возможность изменения статуса движения.

Напомним, что в 2003 году «Талибан» был официально включён в перечень террористических организаций России. После вывода американских войск из Афганистана летом 2021 года представители движения захватили контроль над страной.

В российском МИД неоднократно подчёркивали важность установления конструктивных контактов с новым руководством Афганистана. Уже весной 2022 года Москва аккредитовала первого афганского дипломата от властей, находящихся под контролем талибов. К 2024 году было принято решение об исключении «Талибана» из перечня террористических структур, однако реализации данной меры предшествует полный правовой процесс.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров подчеркивал, что движение «Талибан» в настоящее время выполняет функции власти в Афганистане.

«Талибы — это реальная власть. Если они эффективно управляют страной, с ними необходимо вести диалог», — отметил глава внешнеполитического ведомства.

«В Афганистане, безусловно, существуют серьезные вызовы, однако вопрос взаимодействия с действующим руководством требует отдельного обсуждения», — подчеркивал также президент Владимир Путин.

Ранее аналогичные шаги предприняли Казахстан и Киргизия, исключив «Талибан» из списков запрещённых организаций. Однако этот процесс, как отмечают специалисты, не означает официального признания власти движения.

«Решение об исключении из списка не является автоматическим признанием. Но это важный правовой шаг в сторону урегулирования диалога», — объяснял Омар Нессар, директор Центра изучения современного Афганистана, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН.

В числе ключевых факторов, подтолкнувших Москву к подобному пересмотру, эксперт называет экономические интересы.

«Торгово-экономическое сотрудничество и логистика в регионе играют немаловажную роль для России и Казахстана. Наличие юридического парадокса, когда государство ведёт переговоры с организацией, официально считающейся террористической, мешает полноценному взаимодействию. Исключение „Талибана“ из этого списка позволяет устранить подобное противоречие», — пояснил Нессар.