Минсельхоз подтвердил избыток яйца на российском рынке
Москва, 22 декабря - DIXINEWS.
Нынешняя ситуация в сфере птицеводства потребовала от Министерства сельского хозяйства комментариев после известий о приостановке отгрузок продукции птицефабрикой «Волжанин», занимающей 20% рынка яиц в Центральном федеральном округе, на неопределенный срок. Причина остановки — обнаружение на площадке птицефабрики высокопатогенного гриппа птиц. По информации СМИ, предприятию придется выполнять карантинные мероприятия, которые продлятся не менее шести месяцев для восстановления численности поголовья.
Министерство сельского хозяйства заверило, что российский рынок яйцами полностью обеспечен и даже перенасыщен. Эта ситуация в отрасли позволяет полностью удовлетворить запросы как потребителей, так и перерабатывающих предприятий.
«В настоящее время внутренний рынок с избытком обеспечен данной продукцией. Производство позволяет полностью закрыть потребности как потребителей, так и предприятий переработки», — сообщили в ведомстве.
В министерстве также отметили, что с января по ноябрь производство яиц достигло 37 миллиардов штук, что на 6,5% больше, чем за тот же период прошлого года. Благодаря высокому уровню самообеспеченности, ценовая ситуация на рынке в дальнейшем будет стабильной и позитивной.
«Высокий уровень самообеспеченности будет способствовать сохранению стабильной ценовой ситуации на рынке и в дальнейшем», — добавили в министерстве.
По данным Министерства сельского хозяйства на 17 декабря, отпускная стоимость яиц первой категории у производителей в среднем составляет 64,7 рубля за десяток, второй категории — 48,9 рубля, что соотвественно на 24,9% и 31,9% дешевле, чем год назад.
Генеральный директор "Росптицесоюза" Галина Бобылева также заверила, что птицеводческие предприятия работают стабильно, удовлетворяя внутренний спрос на продукцию. Она объяснила, что несмотря на слухи о подорожании куриных яиц, объемы производства выросли по сравнению с предыдущим годом, а стоимость продукции существенно ниже, чем в конце 2024 года.
"В текущей ситуации на рынке яйца наблюдается достаточная обеспеченность продуктом, что исключает возникновение его дефицита. Крупные сети ритейлеров научились оперативно адаптирроваться к изменениям и могут организовать новые логистические цепочки для поддержания ассортимента на полках. Благодаря долгосрочным контрактам с крупными птицефабриками, заключенным по утвержденной оптовой цене, покупатели не почувствуют изменений. Единственным изменением для нас может стать объем реализации продукции", - прокомметировал ситуацию в отрасли птицеводства, заслуженный работник сельского хозяйства, заместитель директора АО "Птицефабрика Чайковская" Владимир Бельков.
В свою очередь, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) напомнила производителям яиц о недопустимости необоснованного повышения цен и призвала соблюдать антимонопольное законодательство. Предупреждение прозвучало после комментария директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александра Широва. Он указал, что, несмотря на угрозу, возникшую на птицефабрике "Волжанин" из-за эпидемиологической проблемы, государство способно предотвратить рост цен на яйцо. Он подчеркнул, что по данным статистики этот производитель покрывает 20% потребности Центрального федерального округа (ЦФО), что может повлиять на ситуации с ценами ощутимо, но при этом не является критической.
"Многие производители будут рады заместить данную фабрику на рынке и получить свою долю прибыли. Поэтому, серьезных проблем не предвидится", - добавил Александр Широв.
Между тем, ФАС планирует разобраться с повышенными наценками на некоторые товары, выставленными крупнейшими ритейлерами.
"ФАС проанализирует причины высоких наценок на отдельные продукты питания. Соответствующий запрос был направлен в десять крупнейших федеральных торговых сетей", — говорится в пресс-релизе.
Ритейлерам рекомендовано снизить и впредь ограничивать наценки на социально значимые товары, также напомнено о соблюдении принципов ответственного ценообразования.
Напомним, что в середине октября ФАС объявила о планах проанализировать наценки на 29 категорий продовольственных товаров в 12 крупнейших торговых сетях. По мнению ведомства это позволит понять, какие наценки сети применяют к наиболее востребованным продуктам и как изменения закупочных цен влияют на стоимость товаров на полках.