Гимн Победы: лучшие российские фильмы про Великую Отечественную
Москва, 7 мая - DIXINEWS.
Военное фильмы давно стали главным визитной карточкой российских кинематографистов. Они не устают каждый год выпускать новые картины, каждый раз умудряясь найти новый подход к, казалось бы, избитой теме, да так найти, что интерес зрителей к теме Великой Отечественной не угасает вот уже много лет. Личная заинтересованность создателей зачастую – главный секрет успеха.
«Брестская крепость», 2010г.
Масштабное русско-белорусское полотно о героической обороне Брестской крепости. Именно она стала целью первого удара фашистов 22 июня 1941 года. Рассказ о трёх главных очагах сопротивления, возглавляемых командиром полка Петром Гавриловым, комиссаром Ефимом Фоминым и начальником 9-й погранзаставы Андреем Кижеватовым. Впрочем, главных героев здесь как таковых нет. Все красноармейцы встали плечом к плечу, когда потребовалось. И в этой сплоченности и отражался весь советский народ, вставший на пути у нацистской машины.
Съёмки фильма проходили на территории Брестской крепости, для них построили уникальные декорации, копии построек довоенного времени, Холмские ворота, к примеру, сделали точь-в-точь как настоящие.
- У нас было такое ощущение, что эти защитники Брестской крепости стоят у нас за спиной, - рассказал продюсер ленты Игорь Угольников. - Во-первых, мы снимали в самой Брестской крепости, и для этого заранее долго готовились. А 22 июня мы пришли к могиле защитников и попросили у них разрешение и помощи в съемке этого фильма. И вот потом, вы не поверите, мы сняли картину за 73 съемочных дня, а так не бывает. Весь наш план, который мы с Сашей (Александр Котт - режиссер) подготовили, исполнялся абсолютно точно. Нам нужно солнце – появляется солнце, нужен подвал - находим его. Но самое удивительно произошло 14 октября. Был солнечный день, а нам по сценарию нужен был снег. Мы даже не надеялись. Но на следующий день, когда проснулись в 6 утра, на земле лежал 10-сантиметровый снег, хотя такого не было никогда. И, что самое любопытное, когда мы все отсняли, к полудню он растаял, и потом его не было месяц.
«28 панфиловцев», 2016г.
Легендарная история панфиловцев мало чем отличается от знаменитого мифа про триста спартанцев. Горстка советских солдат встала на пути фашистов, и как бы им ни было тяжело, они обязаны были остановить поток танков и пехоты.
Кино получилось, благодаря энтузиастам, которые начали собирать деньги на съемки полнометражного фильма о панфиловцах. В краудфантинге приняли участие десятки тысяч человек. Кино получилось абсолютно народным, при этом создатели оказались настоящими знатоками своего дела. Про войну они знали предостаточно, понимали, о чем разговаривают мужики перед лицом смерти, потому и история современных спартанцах у них получилось выдающаяся. Кино долго запрягает, но быстро едет. Первая половина картины посвящена теории оборонительной тактики, остальное время отдано под сам бой. То, как русские жгут немецкие тайны показано просто почти с документальной точностью. Множество нюансов удалось увязать на экране, в том числе, и как бронетехника давила окопы.
Великолепно подобраны актеры. Взвод панфиловцев состоит и из русских, белорусов, казахов, украинцев, даже удмурты попадают в кадр. В итоге на экране получился тот самый интернациональный сплав, который и одержал победу 77 лет назад.
«Мы из будущего», 2008 г.
А вот здесь авторы решили не ограничивать свою фантазию исключительно реальными событиями, и смогли выдать про войну фантастическое кино. Четыре товарища - черные копатели, зарабатывающие потрошением заваленных блиндажей, оставшихся с войны. Каково же их удивление, что в один далеко не прекрасный день они оказываются не в своих уютных двухтысячных, где по Питеру шастают скинхеды и прочая шелупонь, а в кровопролитном 1942 году. И вернуться назад у них получится только если выполнят обещание, данное старушке на месте раскопок – найти портсигар ее погибшего сына. Обычным городским бездельникам на глазах предстоит постигать азы военного дела, копать окопы и идти в рукопашку.
Несмотря на то, что это фантастическое кино, авторы оставили в фильме место реальным событиям. Немецкий офицер в одной из сцен кричит в гневе, узнав кто именно принимал капитуляцию страны: «Эти французские жиды нас что, тоже победили?». 8 мая 1945 года глава немецкой делегации фельдмаршал Вильгельм Кейтель, увидев среди присутствовавших на церемонии лиц людей во французской военной форме, не смог сдержать удивления: «Как?! И эти тоже нас победили, что ли?!».
«Подольские курсанты», 2020г.
Война только началась, но нацеленность фашистов на Москву уже заставляет генеральный штаб искать неординарные решения. Одним из которых становится переброска выпускников подольского училища на Ильинский рубеж, чтобы притормозить немецкую машину. Директор училища против такого приказа, ведь это золотой фонд советской армии, будущие офицеры для артиллерии и пехоты. Но и ответ ставит все на свои места: если курсанты не выполнят задачу, будущего попросту не будет. Благодаря находчивости офицеров и самоотверженности бойцов, удается выиграть целых 12 дней. Именно столько стояли насмерть пацаны и девчонки.
Сюжетные линии картины немногочисленны и в целом для военных лент стандартны, но исполнены с большой любовью. Наконец в военном фильме появился и Сергей Безруков, сыграв опытного диверсанта. Ох уж этот хохляцкий акцент с которым он выдавал военные советы! Сразу видно, что актер получал удовольствие от съемок в таком важном для подрастающего поколения фильме. Сергей Безруков сам попросил дать ему роль в проекте — он знал о подвиге подольских курсантов хотел исполнить роль десантника Ивана Старчака. Это реальный герой тех событий, один из руководителей обороны Варшавского шоссе. Перед съёмками актёр прочитал книгу мемуаров Старчака, который после войны участвовал в военных операциях на приграничных территориях и обучал молодых десантников.
В «Подольских курсантах» упор сделан не на боевые сцены и спецэффекты, а на находчивость красноармейцев и их невероятную силу духа, когда даже пацаны готовы стоять насмерть.
«Ржев», 2019г.
Ржевская битва стала одной из самых кровопролитных за всю войну, но в учебниках истории места ей почти не уделялось. Но в художественной литературе она оставила неизгладимый след, слова Твардовского «Я убит подо Ржевом» знакомы большинству жителей нашей страны. Другим мощным художественным произведением о тех тяжелых боях стала повесть Вячеслава Кондратьева «Искупить кровью», которая и легла в основу этой картины.
Красноармейцы врываются в захваченную немцами деревню Овсянниково, и фрицам приходится убегать, бросая теплые избы и удобные окопы. Вот только маленькая победа не слишком бодрит русских солдат – многие их товарищи погибли в этой атаке, а без пушек надеяться удержать эту позицию попросту глупо. Ротный Евгений Пригожин отчаянно сигнализирует в штаб о тяжелой ситуации, требуя немедленной поддержки. Однако там уже списали Овсянниково со счетов, поэтому вместо помощи присылают только приказ стоять до последнего. Ротного такое положение дел категорически не устраивает, он отвечает за жизнь своих бойцов, и велит им выдвигаться в тыл, а сам остается в деревне вместе со взводом – прикрывать отступление.
Жесткая и прямолинейная история была списана прямо из жизни – Кондратьев сам был фронтовиком, участвовал в ржевских боях. Он даже не стал менять имена некоторых персонажей. Петербургский бизнесмен Евгений Пригожин, чьим дедом и являлся героический ротный, решил профинансировать съемки картины, чтобы почтить память своего деда. Благодаря такому неподдельному интересу к истории, кино получилось просто отличным – здесь каждый на своем месте, и только благодаря этим измученным, но не сломленным мужикам мы сегодня отмечаем День Победы.