Смольный не спешит принимать предложение помощи китайского субподрядчика для строительства метро
Санкт-Петербург, 15 ноября - DIXINEWS.
Риторика Смольного в отношении предложения Chine Railway Construction Corporation (CRCC) по петербургской подземке может говорить о нежелании вице-губернатора Максима Соколова изменять своим интересам, обусловленным появлением в проекте «лояльных» субподрядов. Ранее СМИ обращали внимание, что чиновник может быть заинтересован в привлечении к проектам генподрядчика «Метрострой Северной столицы» (МССС) компаний, связанных с его родственниками и друзьями.
Китайские метростроители рвутся помогать
«Деловой Петербург» сообщил, что российское представительство China Railway Construction Corporation обратилось в МССС с предложением своих услуг в вопросах реализации петербургского метро. В письме, подписанном директором по развитию ООО «СиАрСиСи Рус» Мэн Ядуном, говорится, что компания изъявила желание сотрудничать с АО «Метрострой Северной столицы».
«Наша компания имеет богатый опыт в строительстве метро, в том числе в России, также у нас есть необходимое оборудование и высококвалифицированные специалисты», — отмечается в письме.
При этом в организации не уточнили, удалось ли им получить какой-нибудь ответ от нового генерального подрядчика строительства метро. Сам Соколов в беседе с «ДП» заверил, что никаких предложений или обращений от CRCC не получал, однако, по его словам, власти якобы готовы к диалогу со всеми заинтересованными лицами.
«Это все может обсуждаться, я давно знаю эту компанию, она одна из крупнейших в мире. Но пока каких–то официальных обращений к нам не приходило, по крайней мере каких–то сконцентрированных. Как будут обращения, мы открыты, имея в виду компанию «Метрострой Северной столицы». Будем общаться со всеми, кто готов вложить свои ресурсы, компетенции, финансы в развитие петербургского метростроения», — отметил он.
Соколов – заинтересованное лицо?
Данное заявление Соколова может говорить о том, что чиновник не демонстрирует серьезной заинтересованности в партнерстве с крупнейшим китайским девелопером. При этом пройти «мимо» него письмо явно не могло, ведь вице-губернатор в рамках своих обязанностей курирует и метростроение.
С одной стороны, CRCC является лишь одним из потенциальных субподрядчиков, но с другой - отсутствие четкой позиции Смольного по предложению китайской компании может указывать на то, что Соколов намеревается сохранить контроль над субподрядами на строительство метро за собой. Об этом ранее писало издание «Вечерний курьер».
Напомним, в октябре 2021 года распоряжением правительства Петербурга «Метрострой Северной столицы» (на 65% принадлежащий Смольному и на 35% — ВТБ) наделили статусом единственного исполнителя работ, связанных с проектированием, строительством и реконструкцией объектов городского метрополитена. По условиям контракта МССС может привлекать субподряд — до 60%, а остальные 40% выполнить своими силами.
«Фонтанка» писала, что привлечение сторонних компаний обусловлено сложностью получения генеральным подрядчиком полного комплекта документов, разрешающих горные и подземные работы, а также допуск к гостайне. Наличие их у субподрядчиков дает возможность начать работы без задержек.
СМИ также обращали внимание, что статус единственного поставщика вкупе с намерением отдать на субподряды более половины работ создают благоприятные условия для привлечения к строительству 37 объектов метро стоимостью в 602,7 млрд рублей компании из близкого окружения некоторых чиновников Смольного. Одним из них является ответственный за транспортную сферу вице-губернатор Максим Соколов, которого в СМИ называют возможным интересантом банкротства ОАО «Метрострой».
Указывалось, что Соколов якобы может иметь связи с семьей бизнесменов Молчановых. Юрий Молчанов, в настоящее время занимающий пост вице-президента ВТБ, некогда помог Соколову построить карьеру в Смольном. По этой причине смена «Метростроя» на МССС уже не выглядит «случайностью». Андрей Молчанов — пасынок Молчанова старшего и глава крупной фирмы «Группа ЛСР», также является хорошим другом Соколову, отмечали ранее СМИ.
«Вечерний курьер» не исключил, что нынешний статус монополиста МССС может использоваться Соколовым для вовлечения в реализацию объектов метрополитена на субподрядах, принадлежащих друзьям и родственникам.
Петербург не спешит принимать помощь
Из слов транспортного вице-губернатора следует, что Смольный не демонстрирует явной готовности идти навстречу китайской компании, несмотря на имеющийся у нее опыт и в строительстве метро. На позициях субподрядчиков, если смотреть на бэкграунд с банкротством «Метростроя» и информации о личных интересах чиновника, по такой логике должны находиться лояльные к нему компании.
Вопросы качества и добросовестности, с учетом перечисленных данных, по всей вероятности, отходят на другой план. Иначе говоря, Смольный может быть заинтересован в привлечении к строительству лиц, связанных с «Группой ЛСР» и прочими компаниями, нежели весомых китайских партнеров.