Отсутствие диалога между бизнесом и властью ускоряет разрушение Апраксина двора
Санкт-Петербург, 2 августа - DIXINEWS.
Один из центральных объектов культурного наследия Санкт-Петербурга, комплекс зданий «Апраксин двор», может разрушиться из-за позиции городских властей. Представители бизнеса отмечают, что его площади в скором времени окончательно придут в аварийное состояние.
21 июня истек срок договора, по которому арендаторы имели право доверительного управления городскими помещениями объекта культурного наследия. В итоге 66 арендаторов уже в сентябре будут обязаны покинуть помещения, принадлежащие городу. Договор не был продлен из-за решения Федеральной антимонопольной службы. В ФАС рекомендовали провести торги на право доверительного управления территорией комплекса.
В данный момент не используются порядка 70 000 квадратных метров принадлежащих городу площадей «Апраксина двора». Здания разрушаются и приходят в аварийное состояние. При этом инвесторов, готовых вкладывать деньги в реконструкцию объекта культурного наследия, просто не допускают до проведения работ.
Одна из заинтересованных в преобразовании «Апраксина двора» компаний получила статус стратегического инвестора еще в 2018 году, однако региональное законодательство не позволяло городу отдать земельный участок по федеральному закону «О защите конкуренции». В 2019 году депутаты ЗакСа рассматривали возможность привести местную законодательную базу в соответствие с федеральным законом, чтобы компания могла приступить к работам. Однако документ был «заморожен» после двух чтений.
Журналисты «Фонтанки» указывали, что документ не дошел до третьего чтения из-за того, что губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов направил в ЗакС письмо с предложением отложить рассмотрение поправок. Градоначальник, считают журналисты, был обеспокоен тем, что Петербург может потерять права на исторические здания, передав их бизнесу.
Из-за этих сложностей стратегический инвестор до сих пор не приступил к реконструкции корпуса № 37–38, хотя на разработку проекта и проведение исторической экспертизы уже потрачено порядка 27 миллионов рублей. Всего компания была готова вложить почти 700 млн рублей в объект до конца 2019 года. Однако следует отметить, что из-за возросшей цены на строительные материалы сейчас стоимость проекта оценивается уже в один миллиард рублей.
Эксперты считают, что город может предоставить здания на реконструкцию на основе федерального закона. Подобный подход нужен для того, чтобы остановить разрушение исторического памятника. Федеральный закон имеет прямое действие, о чем заявил партнер юридической компании Versus.legal Даниил Подшивалов. Все, что необходимо для начала реконструкции «Апраксина двора», – решение городских властей.
Алексей Федоров, возглавляющий отдел рынков капитала и инвестиций компании Maris, в свою очередь, отмечает, что Смольный навряд ли будет проявлять политическую волю в вопросе реновации «Апраксина двора». По его мнению, дело сдвинется с «мертвой точки» только после того, как большая часть принадлежащего городу комплекса зданий окажется в аварийном состоянии.
Ситуация требует быстрого решения, однако все попытки бизнеса добиться от Смольного ответа не заканчиваются ничем. Так, представители Комитета имущественных отношений и глава Комитета по инвестициям Роман Голованов не пришли на круглый стол с предпринимателями, арендаторами «Апраксина двора», который прошел 28 июля. Таким образом, диалог властей с бизнесом снова не состоялся.
Очевидно, что чиновники боятся критики, поскольку высказанные ими ранее инициативы по продаже объектов «Апраксина двора» на прямых торгах или на торгах с инвестусловиями дают повод обвинить комитет Голованова в некомпетентности. Подобное решение невозможно из-за особенностей правового статуса объекта культурного наследия.
Предприниматели, заинтересованные в восстановлении «Апраксина двора», 21 июля направили письмо губернатору, требуя его личного вмешательства в судьбу объекта. Авторы письма предложили проект преобразования «Апраксина двора» в современный квартал на условиях восстановления исторического комплекса и создания развитой инфраструктуры. Однако городские власти продолжают игнорировать проблему, несмотря на инициативы бизнес-сообщества.