Генеральный директор ООО «Химпродукт»: Мы строили завод собственными руками
Набережные Челны, 6 мая - DIXINEWS.
ООО «Химпродукт» - новейшее и единственное в Республике Татарстан предприятие, выпускающее реагенты (сульфаты алюминия и гидроксохлорид алюминия) из минерального сырья, предназначенные для водоочистки.
Производственная мощность предприятия составляет 100 тысяч тонн в год, из них: сульфат алюминия технический очищенный (кристаллический) – 50 000 тн/год, сульфат алюминия технический очищенный водный раствор – 30 000 тн/год, гидроксохлорид алюминия (ГОХА) – 20 000 тн/год.
Все выпускаемые продукты сертифицированы, имеют необходимые для применения в очистке воды документы: экспертные заключения о соответствии продукции Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, паспорта безопасности химической продукции, сертификаты соответствия.
Продукция ООО «Химпродукт» была награждена дипломами «Лучшие товары и услуги Республики Татарстан». Начальник лаборатории предприятия удостоен диплома конкурса «Лучший стандартизатор», а завод отмечен грамотой Совета по присуждении премий Правительства Республики Татарстан за качество «За успехи в области качества».
{img1} Корреспондент ИА «DixiNews» повстречалась с Генеральным директором ООО «Химпродукт» Владимиром Алексеевичем Барановым.
- Владимир Алексеевич, вы производите реагенты для очистки воды, как работает ваш продукт?
– Функция реагента – выделить из воды металлы, нефтепродукты, другие загрязняющие вещества, сгустить их и собрать в хлопья, которые можно отфильтровать на очистных сооружениях. Такой собирающий грязь в комки реагент называется коагулянтом.
– Давно вы этим занимаетесь?
– Предприятие было зарегистрировано в августе 1997 года, как заказчик строительства завода по производству коагулянтов. В мае 1998 года был завершен проект. 1 августа начали строиться и к марту 2002 года мы запустили производство. Не смотря на то, что это были 90-е годы, а в то время вообще мало кто что-то строил, все только брали и бежали, на нас смотрели как на сумасшедших. Но была какая-то вера в свою страну, она и сейчас есть.
- Были трудности со сбытом после запуска компании?
Как только запустились, сразу пошли первые договоры – продали машину коагулянта на «Тасму» и были счастливы. Следом – «Татнефть», «Челныводоканал». Все нуждались в сульфате алюминия – простейшем реагенте, который и сейчас остается самым массовым и доступным как по России, так и в мире.
– Почему именно химия, каковы были предпосылки к выбору бизнеса?
{img2} – В 90-е годы покупательская способность населения была низка. Потребительского рынка, как сейчас, не было. Стабильно работать могли только основополагающие предприятия – вода в первую очередь. А развал СССР оставил многие мощные заводы в сопредельных государствах – в Казахстане, на Украине, например. Рынок коагулянтов пребывал в кризисе. Рынок сульфата алюминия в России тогда составлял примерно 1,2 - 1,5 миллиона тонн в год: воды потребляли много и без учёта. Мы со своим проектным объемом – 50 тысяч тонн в год – планировали занять 2 - 5 процентов этого рынка. Сразу нацелились на компактное живучее производство с дальнейшим расширением номенклатуры. Большую часть планов за прошедшие 10 лет мы реализовали.
– Кто ваши конкуренты в Татарстане?
– Реальных производителей-конкурентов в Татарстане у нас нет. Сульфат и оксихлорид алюминия производим только мы. Объём республиканского рынка сульфата сейчас составляет в среднем 20 тысяч тонн в год. Если добавить близкие по логистике рынки, то это 10 - 12 тысяч тонн в Удмуртии, около 3 тысяч – в Башкортостане, 20 - 25 – в Нижегородской области, 13 - 15 – в Кировской. Это рынки, на которые мы ориентировались изначально, но сегодня мы представлены по всей России.
Какова ваша доля на российском рынке?
– Рынок сузился с 1,2 миллиона тонн сульфата алюминия до 400 тысяч тонн. Не только население стало экономить, но и директора водоканалов оптимизировать расходы – раньше на предприятиях просто выливали коагулянты в воду, а теперь ищут оптимальные дозы. Крупные промпредприятия закрылись. Потребность в воде упала. Сегодня наша доля – 5 - 8 процентов, мы продаем 25 - 36 тысяч тонн сульфата в год.
– Это рекордные для вас проценты?
{img3} – Нет, в 2006 - 2007 годах мы заняли 12 процентов рынка. В те годы взлетела цена на серную кислоту – это наше сырьё, побочный продукт от переработки нефти. В каждой тонне нефти около 20 килограммов серы. Утилизировать её нельзя. Заводы вынуждены делать из неё кислоту. Кислота идет, в частности, на производство минеральных удобрений. В предкризисные годы спрос на минудобрения поднялся в разы – в Европе и Америке заработали программы, связанные с биотопливом, вот они и заказывали. Заводы по производству минудобрений у нас сосредоточены в европейской части страны, ближе к портам. Они скупили всю кислоту, и цена на неё поднялась с 500 рублей за тонну до 15 тысяч. А у нас Урал под боком, с заводов на Урале никакого дефицита не было. Как крупный клиент, мы имели гарантированные объёмы серной кислоты и заняли много российских рынков, загрузили завод на полную мощность, продавали по 40 тысяч тонн продукта в год. Тогда еще казанский водоканал у нас сульфат покупал, половину объемов забирал.
– Вообще, на вашем рынке жёсткая конкуренция?
– Крайне жёсткая. Демпинг повсеместно. Цена на сульфат алюминия стоит на уровне себестоимости сырья и транспорта. Я бывал у многих конкурентов – они как построились в советское время, так и работают, потихоньку разрушаются. В развитие не вкладывают. Потовая экономика, выжимают из производства максимум. Цель наших конкурентов – монополизация рынка России. Мы, создаём конкуренцию и предотвращаем доминирование. Принципиально не демпингуем – прибыль нужна на развитие производства. Но на рынке демпинг только усилился с принятием закона 223-ФЗ, который открыл всем нам рынки.
- Есть подделки на рынке вашего продукта?{img4}
- Сейчас рынок наводнён непонятными реагентами сомнительного качества. Очень много предложений из Китая, но непрозрачна история по исходному сырью, что, на мой взгляд, вызывает опасения для применения в питьевой воде ввиду отсутствия лабораторного оборудования для определения на тяжёлые металлы и другие высокотоксичные примеси. Но многие убыточные водоканалы используют. Для многих главное – цена. Ведь доказать, что нанесён вред здоровью человека, очень трудно. У многих водоканалов не доукомплектованы оборудованием лаборатории и квалификация технического персонала крайне низка.
– Сколько сегодня производителей коагулянтов в России?
– Я насчитал 15 заводов, производящих от 5 до 50 тысяч тонн сульфата алюминия в год. Но собственников только пять. Часть производителей продали свои бизнесы сильнейшим. И четыре производителя, которые производят высококачественный оксихлорид алюминия.
– Кто ваши промышленные клиенты?
– АвтоВАЗ, ПВиК КАМАЗа, КБК, пороховой завод, «Мелита», завод «Искож», многие целлюлозно-бумажные комбинаты: Марийский, Байкальский, Енисейский, Сыктывкарский и другие. Это крупные клиенты. Байкальский ЦБК, например, берёт по 5 тысяч тонн в год, есть и другие такие же.
Вы продаёте до 36 тысяч тонн сульфата алюминия в год, а полная мощность на сегодня какая?{img5}
– Реально произвести можем до 70 тысяч тонн сульфата и где-то 15 - 20 тысяч тонн оксихлорида. Но на склад мы не работаем. Объёмы отгружаем разные, некоторые потребители просят залить несколько канистр жидкого реагента для бассейнов, а некоторые и несколько тысяч тон заказывают для большого города.
– Силён ли административный контроль в отрасли, избыточен ли он?
– Барьеры серьёзные, но это, пожалуй, и правильно. У нас плановые проверки проходят раз в полгода. Но мы к ним привыкли, всё давно отработано. Всё же у нас федеральная лицензия, требования, как к нефтехиму. Любые изменения проекта возможны только через главгосэкспертизу.
– Как же вы развиваетесь, если каждое движение надо согласовывать?
– Это касается опасного производственного объекта. Требования к нему нас тормозят. Приходится содержать надлежащий штат работников. А развитие идёт по линии оптимизации, как производственных процессов из-за постоянного удорожания энергоносителей, оплаты труда, услуг сторонних организаций, так и применения новых материалов. Например, свою железную дорогу мы нарастили с 400 до 800 метров. Ввиду сложившийся ситуации в городе Набережные Челны все железные дороги распределены между двумя крупными игроками по подаче грузов железной дорогой. Построили ветку для подачи газа больше километра. Дорого обошлось, зато раньше мы за тепло платили, условно говоря, 300 рублей, а теперь – 40. Но и по опасной части тоже работаем. Постоянно ищем варианты по оборудованию, по покрытиям, потому что на кислоте все стандартное выходит из строя очень быстро. По основным средствам срок амортизации оборудования – два года. Третий реактор добавили, склады для кислот увеличили. Теперь месячного запаса кислоты достаточно на производство 1,6 тысячи тонн сульфата в месяц. А соляной кислоты можем хранить 350 тонн, на 700 тонн оксихлорида в месяц. Можем даже декларировать себя как один из крупных складов закамской зоны, для нужд любой промышленности, а главное, гарантированные бесперебойные поставки потребителям наших реагентов.
– Насколько вы сегодня вовлечены в производство лично?
– Я общаюсь с потребителями, занимаюсь финансами, хожу по цехам, помогаю инженерам, привожу и постоянно стараюсь внедрять инновации. Постоянно в разъездах. Физически наше производство небольшое – его можно охватить умозрительно, во всё вдуматься. На химические выставки езжу постоянно, ищу новые материалы и идеи. У нас используется много материалов, о которых обыватель, может быть, и не слышал.
– Руководите жёстко?
– Нет. Если человек в чем-то ошибся, я считаю это его бесценным опытом. Мы его за опыт и ценим. Новых людей у нас мало. В основном проверенная команда – те, кто с нами завод строил. А мы строили завод собственными руками.
– Ваши три совета успешного бизнеса?
– Тщательный предварительный анализ рынка товаров, на который вы хотите попасть. Если же взялся строить бизнес, идею нужно довести до конца и стараться быть в теме 24 часа в сутки. Если вы делаете то, что следует делать, и не делаете того, что не следует, вы никогда не проиграете.
Производственная площадка:
Республика Татарстан, г. Набережные Челны, Тэцовский проезд, 18.
Почтовый адрес: 423807, г. Набережные Челны, а/я - 143.
Е-mail: elena@himprodukt.biz
Приемная генерального директора: info@himprodukt.biz
Тел/факс: 8 (8552) 44-33-90.