Мемориальный музей Шаляпина представил закулисье Венской оперы

Москва, 6 февраля - DIXINEWS.

Вплоть до 25 апреля посетители Мемориального дома-музея Ф.И. Шаляпина смогут заглянуть за кулисы главного оперного театра мира – Венской государственной оперы и увидеть работу режиссёров и труппы перед выступлением.

Подарить зрителям такую возможность удалось благодаря совместному решению руководителей Государственного музейно-выставочного центра РОСФОТО и Российского национального музея музыки. Их стараниями стены вновь открывшегося дома-музея Ф.И. Шаляпина украсила первая в этом году выставка австрийского фотографа Лоиса Ламмерхубера – «Мир Венской оперы».


Вместе с ведущим церемонии открытия – российским деятелем культуры и искусства РФ, генеральным директором Российского национального музея музыки Михаилом Брызгаловым в зале присутствовал почётный гость – директор Австрийского культурного форума и атташе по культуре Посольства Австрии в России Фабиан Ортнер. Вместе с ними в режиме телемоста выступили онлайн сам основатель выставки Лоис Ламмерхубер и генеральный директор РОСФОТО Захар Коловский.

- Данная выставка – это целая захватывающая история о Венской опере, одной из самых известных в мире театральных сцен. Этот проект был создан с Домиником Мейером, директором театра Венской оперы, с которым Лоис Ламмерхубер на протяжении десяти лет работал вместе. Господин фотохудожник получил совершенно эксклюзивное право быть допущенным в те места театра, куда не ступает нога простого человека. Даже музыканты оркестра перед каким-нибудь событием – спектаклем или концертом – звонили ему [Лоису Ламмербухеру] и говорили: «Приходите! Сегодня будут такие интересные вещи!». Они это делали по секрету. Фотохудожник приходил и получались замечательные фотографии. Сейчас издана целая серия этих фотографий и то, что представлено здесь – это большая работа, которая длилась на протяжении десяти лет, - отметил Михаил Брызгалов.

Несмотря на то, что Фёдор Иванович Шаляпин никогда не являлся солистом Венской оперы, его выступление на сцене театра запомнилось администрации на долгие годы и даже вошло в его историю, подчеркнул Брызгалов.

- Венская опера и дом-музей Шаляпина. Сейчас все будут искать, в чем же связь? Расскажу. Ну, во-первых, когда Фёдора Ивановича Шаляпина в 1927 году пригласили выступить в Венской опере, он согласился, но в то время он был одним из самых дорогих певцов мира. И когда он объявил гонорар за своё выступление, даже Венская опера пошатнулась в этот момент. Это была сумма очень серьёзная для одного из ведущих оперных театров мира. Они пошли на это, но это помнят до сих пор. Потому что Шаляпин – мировой бас, мировой артист. Мы тоже решили неким образом напомнить об этом, пригласив вас в музей Шаляпина – выставка недешёвая, да и Фёдор Иванович дорогой.

Художественная фотовыставка «Мир Венской оперы» впервые была представлена российскому зрителю 7 марта минувшего года в стенах музейно-выставочного центра РОСФОТО в Санкт-Петербурге. На тот момент экспозиция включала 100 лучших снимков её основателя – популярного австрийского фотохудожника Лоиса Ламмерхубера, который также являлся основателем издательства Edition Lammerhuber, предназначенного для распространения профессиональной авторской фотографии как отдельного вида искусства. На фотокартинах «Мира Венской оперы» запечатлены эксклюзивные снимки из гримёрных комнат и других кулуарных помещений театрального закулисья. Здесь своими глазами можно увидеть процесс работы над ролью и тонкости нанесения грима, отработку танцевальных движений и репетиции с постановкой голоса.

По словам самого Ламмерхубера – закулисье Венской государственной оперы – это зачастую недоступная для журналистов и фотографов сфера, в которую он, вопреки правилам попал волей случая.

- В далёком 2006 году совместно с журналом я был приглашён для реализации проекта «Метаморфозы». Это был проект, который рассказывал о переделывании Венской оперы в большой бальный зал и в то время возглавляющий Венскую оперу директор попросил меня помочь в издании книги. Мы реализовали этот проект. И то, что в финале произошло, оказалось неожиданностью: директор позвонил мне и спросил меня, захочу ли я работать с Венской оперой в дальнейшем. Я согласился. С 2007 года мы ежегодно выпускаем книги о Венской опере. Во время моей работы в Венской опере мне были практически открыты все двери, я как мышь мог передвигаться по всем залам и мог запечатлевать любые моменты, происходящие внутри. Ежегодное издание этих книг как раз отражало закулисную жизнь театра, - рассказал Ламмерхубер.

По словам фотохудожника, Венская государственная опера за год воплощает в жизнь около 70 постановок, а также реализует балетные и оперные представления по произведениям мировых и выдающихся австрийских композиторов: Джузеппе Верди, Вольфганга Амадея Моцарта, Оскара Штрауса и др.

Венская государственная опера изначально была образована как придворный театр в Вене в середине XVII века. И лишь спустя два столетия в 1861 году началось строительство специального здания для Венской придворной оперы, которое завершилось 25 мая 1969 года торжественным открытием в присутствии императорской четы. Великолепное здание с колоннами и лепниной было сооружено по проекту выдающихся архитекторов Австрии того времени Августа Зикарда фон Зикардсбурга и Эдуарда ван дер Нюлля. В период второй мировой войны здание было частично разрушено американскими истребителями, осуществлявшими бомбардировки подвластной Третьему рейху Австрии, однако 5 ноября 1955 года оно было вновь восстановлено и тогда же под музыкальным руководством директора театра Карла Бёма была представлена постановка «Фиделио» Бетховена. За свою полуторавековую историю Венский оперный театр представил на своей сцене множество музыкальных произведений мировых композиторов: Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига ван Бетховена, Иоганна Батиста Штрауса-старшего. Его художественными руководителями были легендарные Густав Малер, Рихард Штраус, Клеменс Краус и Карл Бём. С 1955 года Венский оперный театр проводит крупнейший в Европе костюмированный бал, где присутствуют видные деятели современного искусства, политики и предприниматели.