ЦБ использует пошлины США как аргумент в пользу ужесточения политики
Москва, 29 апреля - DIXINEWS.
Влияние торговых войн отражается на доходах России от экспорта, что, по словам советника руководителя Центрального банка, может заставить регулятор усилить свою политику. Однако уменьшение цены отсечения на нефть может способствовать смягчению подхода Центрального банка.
Торговые конфликты могут снижать стоимость сырья, что окажется фактором, способствующим инфляции и, возможно, заставит Банк России ужесточить денежно-кредитную политику. Такое мнение высказал советник председателя Банка России Кирилл Тремасов на деловой встрече «Экономика в условиях высокой ключевой ставки», организованной газетой «Ведомости».
«Торговые войны несут массу проблем, оказывая негативное воздействие на глобальные торговые процессы, что влечет за собой замедление мировой экономики и охлаждение, а также снижает спрос на сырьевые ресурсы», — пояснил Тремасов.
Ресурсы, поставляемые из России на мировой рынок, составляют значительную часть экспорта страны, затем по цепочке логических последствий происходит уменьшение доходов от экспорта. Это, в свою очередь, создает давление на национальную валюту, порождая определенные инфляционные риски и, как результат, может потребовать ужесточения денежно-кредитной политики, отметил советник главы Банка России. Однако снижение инфляции и процентной ставки остается базовым прогнозом Центрального банка, подчеркнул Тремасов.
На последнем заседании совета директоров ЦБ было решено удержать ключевую ставку на уровне 21%, но регулятор смягчил свой тон, исключив из пресс-релиза возможность будущего повышения ставок. Прогноз регулятора указывает, что средняя ставка составит 18,8–21,8% с 28 апреля до конца года, и не исключает ее возможного повышения.
Последствия торговых конфликтов могут затронуть и импорт, отметил Тремасов. В случае если США и Китай будут настаивать на жестких позициях и доведут дело до крайности, китайская валюта может ослабеть, предположил он.
«Это усилит конкурентоспособность продукции из Китая на других рынках, включая российский», — заметил советник, обратив внимание на то, что доля импорта из Китая занимает значительное место в общем объеме российского импорта. «В подобной ситуации, конечно, возникнут риски для отечественных производителей из-за увеличенного потока китайских товаров в российскую экономику», — добавил Тремасов.
Также снижение цен на нефть в контексте торговых споров может стать фактором, сдерживающим инфляцию, по мнению Тремасова. «Если цена на нефть надолго останется ниже $60 за баррель, то со временем Фонд национального благосостояния будет исчерпан, так как ликвидных средств там осталось немного. Необходимость снижения цены отсечения назревает», — указал он, добавив, что это повлечет за собой уменьшение государственных расходов.
«В случае снижения цены отсечения бюджет будет консолидационным, что поспособствует повышению макроэкономической стабильности и устойчивости всей российской экономики», — подчеркнул Тремасов. Однако для национальной валюты понижение цены отсечения может быть «умеренно негативным фактором», добавил он.
Дезинфляционное воздействие снижения цены отсечения на нефть обсуждалось и главой Банка России Эльвирой Набиуллиной. Она отметила:
«Снижение цены отсечения может стать дополнительным дезинфляционным фактором. Особенно важно, что такой пересмотр укрепит долгосрочную устойчивость бюджетной политики при менее благоприятных условиях на глобальном рынке энергоносителей», — заметила Набиуллина.
Тремасов также ожидает, что более строгая бюджетная политика может снизить оценку нейтральной ставки в экономике, которая сейчас находится в диапазоне 7,5–8,5%.