"Ядерный удар" по экономике России: ключевая роль оказалась в ненадежных руках

Москва, 11 ноября - DIXINEWS.

На последнем заседании Банк России повысил ключевую ставку с 19% до 21%, в перспективе ожидается дальнейший рост в декабре. Однако такое решение вызывает критику со стороны Министерства финансов, Минэкономразвития и Госдумы.

Эксперты всё чаще высказывают сомнения в эффективности нынешней монетарной политики Центробанка, принятой в условиях 2015 года. Некоторые считают, что подобный подход может привести российскую экономику к тяжелым последствиям, вплоть до социального кризиса.

Президента России Владимира Путина также тревожит вопрос влияния ставки на инфляцию. С конца июля ставка увеличилась на 5 процентных пунктов, что, по логике Центробанка, должно было привести к снижению затрат и инфляционного давления за счёт сокращения потребления. Однако, несмотря на рост ставок на кредиты и общие расходы, цены продолжают повышаться, а финансовое положение граждан ухудшается. В сентябре инфляция достигла отметки 9,1% по сравнению с 7,7% в августе.

Критика в адрес Банка России усиливается и из-за многочисленных заявлений заместителя председателя ЦБ Алексея Заботкина, который в последнее время стал одним из наиболее публичных лиц Центрального банка. Некоторые эксперты отмечают, что его выступления вызывают раздражение и становятся объектом насмешек — его имя уже стало символом непопулярных решений в сфере денежно-кредитной политики, отмечает в своей статье издание «Царьград/Tsargrad».

Заботкина часто обвиняют в непрофессионализме и незнании базовых экономических принципов. В своих выступлениях он, по мнению критиков, транслирует устаревшие постулаты и не подкрепляет свои высказывания реальными данными. Всё это подрывает доверие к политике Банка России, ставя под сомнение его компетентность.

Возникает ощущение, что Центробанк действует в состоянии «тоннельного мышления», следуя шаблонам, навязанным международными структурами. В этой ситуации Алексей Заботкин представляется фигурой, не осознающей критичности своих действий. Однако при всех проблемах в управлении Банка России не всё так однозначно, и вопрос о компетентности руководства требует дальнейшего анализа.

Ставка на крах

Многие экономисты полагают, что текущее повышение ключевой ставки ставит под угрозу экономический рост и советуют Банку России свернуть с пути, используемого МВФ во избежание катастрофы.

Дмитрий Осянин, доцент кафедры финансового контроля, анализа и аудита РЭУ им. Г.В. Плеханова, поясняет:

«Снижение ключевой ставки позволит снизить затраты на кредиты для бизнеса и граждан, что поспособствует росту инвестиций и потребления».

Ольга Беленькая, возглавляющая отдел макроэкономического анализа в «Финаме», предупреждает, что компании, не имеющие серьёзной финансовой поддержки, рискуют не выдержать дальнейшего роста ставки.

«Многие могут уйти с рынка, что приведёт к сокращению предложения товаров и услуг, необходимых обществу», — утверждает эксперт. В отличие от коллег, она предсказывает перераспределение ресурсов не в пользу эффективных компаний, а в пользу тех, чьи риски можно переложить на государство или потребителей.

Аналитики также указывают, что в условиях санкций, параллельного импорта, дефицита кадров и других факторов высокая ставка может лишь усугубить инфляцию.

«Производители заложат повышение ставки в стоимость товаров, что поспособствует инфляционной спирали», — считает Светлана Фрумина, заведующая кафедрой мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Плеханова.

По мнению главы совета директоров ПАО «Северсталь» Алексея Мордашова, при текущих условиях легче вложить средства в депозиты, чем рисковать бизнесом.

«Ставка нарастает до такой степени, что сама начинает формировать инфляцию. Эти процессы трудно замедлить, что может привести к торможению экономики», — добавляет Мордашов. Инвестиционный банкир Евгений Коган также заявил, что нынешний рост ставки — это «ядерный удар» по экономике.

ЦБ, в лице Алексея Заботкина, не предоставляет убедительных доводов в пользу роста ставки, ограничиваясь лозунгами вроде «нужно верить в денежно-кредитную политику Банка России». Заботкин сравнивает доверие к Банку с доверием к лётчику:

«Как вы доверяете профессионализму пилота, так и мы в ЦБ знаем, что делаем».

Одно из суждений Заботкина наводит на мысль, что он вписывается в описание главного финансиста от Дональда Трампа:

«Глава ФРС — лучшая работа в правительстве. Приходишь в офис раз в месяц, бросаешь монетку. А все полагают, что ты — бог».

Неудивительно, что в 90-е Центробанк называли «филиалом ФРС США», ощущение зависимости от западных финансовых институтов подкрепляется и сегодня.

ЦентроФРС

Связь с западными регуляторами, в частности ФРС США, демонстрируют как публичные заявления Заботкина, так и его биография. Он является выпускником МГУ и школы, известной как «либеральный Хогвартс», Российская экономическая школа. Стоит отметить, что бизнесом он никогда не занимался.

С 2018 года Заботкин отвечает за денежно-кредитную политику, а с апреля 2022 года — в качестве члена Совета директоров Банка России, где несёт основную ответственность за эту сферу. Однако его экспертное мнение и чрезмерное внимание к теориям вызывают резкую критику.

Особенно негативные отклики вызвало недавнее заявление Заботкина о погашении всех обязательств перед МВФ и полной независимости от фонда. Эксперты напомнили: это не соответствует действительности, так как соглашение с МВФ, касающееся валютного режима, остаётся в силе.

По мнению специалистов, зампред Банка России либо некомпетентен, либо намеренно вводит в заблуждение, игнорируя фундаментальные документы, которые регулируют статус Центробанка. Попытки Заботкина доказать независимость ЦБ оцениваются как абсурд и очевидное подтверждение того, что политика регулятора всё ещё соответствует западной повестке, в том числе интересам МВФ, который многие считают «финансовым оружием» Запада против России.

Вполне вероятно, что влияние западных кругов, в которых крутился Заботкин, заставляет его следовать старым установкам. Увеличение ключевой ставки как способ борьбы с инфляцией — один из таких подходов. Он широко применяется, например, в Турции, где ставка давно находится на уровне 45-50%. В результате за последние два года цены возросли в 4-5 раз, население обеднело, а инфляцию до сих пор не удалось сбить ниже 40%.

В России также начинают проявляться признаки социальной нестабильности. Эксперты предупреждают, что дальнейшее повышение ключевой ставки грозит снижением доходов граждан и усилением «кредитной кабалы». Некоторые из них даже полагают, что в действиях Центробанка может быть скрыта попытка передела собственности, что несёт риск для национальных интересов.

На этом фоне появляется всё больше вопросов о том, кто в конечном счёте выигрывает от решений ЦБ, учитывая особый статус Банка России, который является независимой структурой и не подчиняется правительству страны, но обладает серьёзными полномочиями.

Аналитики считают, что действия ЦБ, направленные на повышение ключевой ставки, противоречат усилиям правительства по стимулированию экономического роста и ведут к благосостоянию лишь крупных финансовых игроков. Поведение зампреда ЦБ Алексея Заботкина заставляет задуматься: не скрывается ли за маской некомпетентности целенаправленное разрушение национальной экономики? Мотивы этого остаются под вопросом.

На данном этапе карьера Заботкина значительно укрепилась. Эльвира Набиуллина, глава Центробанка, явно ставит на своего заместителя, доверяя ему ключевые решения в денежно-кредитной политике, хотя некоторые из них уже успели оказаться спорными и впоследствии ошибочными. Несмотря на это, они продолжают принимаются и продвигаться руководством ЦБ.

Является ли это аппаратной борьбой за кресло главы Центробанка, банальным незнанием вопроса или экономическим саботажем, знает лишь сам Заботкин. Вопрос лишь в том, осознаёт ли он полноту ответственности за свои масштабы деятельности? Вероятно, что в скором времени ему придётся дать на это ответ, и увольнением может уже не обойтись, как полагают представители правопорядка.