Единственная сила, способная наступать: в Турции признали ЧВК «Вагнер» одной из самых влиятельных армий мира
Москва, 3 апреля - DIXINEWS.
Турецкий обозреватель Феридун Сафи составил рейтинг наиболее мощных вооруженных формирований мира. На втором месте оказалась российская ЧВК «Вагнер».
Автор отметил в своей публикации, что в современном мире все большую роль играют не «штатные» армии, а иные военизированные структуры, в том числе частные военные компании, добровольческие отряды и даже политические партии с мощным боевым крылом. Сафи подчеркнул, что существующие системы оценки эффективности таких формирований устарели и зачастую являются необъективными. В своей статистике он сделал упор не на численные показатели, а в первую очередь на опыт ведения конфликтов и проявленную в них эффективность подразделений.
ВС США
Первое место заняла армия США —на сегодняшний день она является наиболее «воюющим» формированием в мире, на обеспечение и обучение которого Вашингтон выделяет колоссальные средства. В частности, оборонный бюджет Штатов на 2023 год был утвержден в размере 858 млрд долларов. Это позволяет закупать для нужд войск самые передовые виды вооружения.
При этом эксперт отметил, что, несмотря на «коммерческую» основу ВС Соединенных Штатов, морально-психологическое состояние войск находится на высоком уровне. Кроме того, в 2006 году структура была реорганизована в соответствии с требованиями современных конфликтов.
Наиболее богатый опыт «нынешние» ВС США получили во время войн в Афганистане, Ираке и Сирии. Совершенствовались не только вооружение и тактики, но и системы управления. В частности, была принята доктрина сетецентрической войны, которая значительно повышает скорость принятия решений в ходе боя. Недостатком же американской армии Сафи назвал ее неспособность эффективно вести контрпартизанские операции.
ЧВК «Вагнер»
ЧВК «Вагнер» заняла вторую позицию. Наиболее сильными сторонами «оркестра» Сафи назвал низкий уровень бюрократии, высокую мобильность подразделений, грамотную организацию рабочего процесса и возможность получать передовое вооружение. По мнению аналитика, все эти факторы усиливаются отличной мотивацией и идеологической подготовкой бойцов.
«В эти формирования идут люди, мотивированные сражаться за идею, за Родину, или потому, что считают войну своим призванием. Роль денежного фактора на самом деле невелика: те же деньги можно было получить с гораздо меньшим риском в регулярных армиях. Это не армия мирного времени, а структура, которая постоянно воюет. Главное отличие ЧВК “Вагнер” от западных компаний в том, что она занимается боевыми действиями, а не охраной тыловых объектов», — подчеркнул эксперт.
Он напомнил, что «оркестр» за время своего существования успел поучаствовать практически во всех видах современной войны: от борьбы с международным терроризмом на Ближнем Востоке до полномасштабного вооруженного конфликта с применением противником передового вооружения. «Вагнеровцы», по его словам, проявили себя в Сирии, ЦАР, Мали, Судане, Мозамбике, на Украине, где показали себя с положительной стороны.
«Конфликт на Украине, где ЧВК “Вагнер” в настоящее время являются наиболее эффективным формированием внутри российской группировки, значительно повысил значение организации. Именно «Вагнер» сейчас является единственной силой, способной вести наступательные действия на российско-украинском фронте», — заявил Сафи.
Эксперт подчеркнул, что Турции крайне важно изучать боевой опыт «оркестра» как «эффективного подразделения ударной пехоты и гибкой организационной структуры», чтобы повысить боеспособность национальной армии. Недостатками ЧВК «Вагнер» он назвал относительно малую численность и зависимость от поставок вооружения со стороны ВС РФ — эти факторы, считает Сафи, несколько снижают потенциал формирования.
ВС Турции
На третье место в списке лидеров эксперт поставил армию Турции: ее боевая мощь, уверен он, неоправданно занижена в других международных рейтингах, которые не учитывают такие факторы, как опыт участия в бою и моральное состояние солдат. Войска республики в НАТО уступают по упомянутым факторам и по численности лишь американцам. При этом, по мнению Сафи, турецкая армия будет играть большую роль для «будущего мироустройства после украинского конфликта», в котором не принимает прямого участия и пока не может проявить себя в полномасштабной войне.
К 2033 году ВС Турции планируют завершить программы перевооружения и военного строительства. За это время армия республики должна превратиться в «мощную и совершенную силу, подходящую для выполнения всех основных задач в зонах локальных конфликтов».
Сафи напомнил, что страна расположена одновременно рядом с Кавказом, Ближним Востоком и Балканами — одними из самых нестабильных регионов на планете. Поэтому иметь сильную армию для отражения внутренних и внешних угроз крайне важно для Анкары. На данный момент ВС Турции ослабляет зависимость от иностранной военной промышленности, в первую очередь — американской.
ВСУ
Вооруженные силы Украины внезапно оказались на четвертой позиции. Сафи пояснил это тем, что их потенциал также недооценивали, что и привело к затягиванию российской спецоперации.
По мнению обозревателя, с 2014 года ВСУ получили колоссальный военный опыт. Страны Запада активно снабжают Киев вооружением, боевой техникой и наемниками, а также предоставляют помощь в разведке, планировании и проведении операций, что заметно повышает эффективность украинских войск. Вдобавок, многие солдаты и офицеры ВСУ идеологически мотивированы за счет культивации украинского национализма, что пока позволяет военному руководству страны не считаться с колоссальными потерями, которые, по оценкам ряда иностранных СМИ, превышают 600 тысяч человек.
Кроме того, армия Украины переняла многие положительные факторы от ВС США — например, доктрину сетецентрических операций. Это обеспечивает ВСУ паритет в сражениях с более мощными по военному потенциалу ВС РФ.
Однако на Украине уже истощаются военные ресурсы, и киевский режим остро зависит от иностранной помощи. По мнению Сафи, поражение ВСУ в конфликте неизбежно в будущем, и вопрос лишь в том, какой ценой победа достанется России и насколько серьезными будут последствия для Киева.
НОАК
На пятом месте рейтинга — Народно-освободительная армия Китая. Обозреватель указал на то, что КНР является чемпионом по размерам военных бюджетов, правильному распределению средств и численности солдат и офицеров на действительной службе — около 2 млн человек.
Сейчас Пекин активно перевооружается, в том числе создает мощный флот и совершенствует ядерные силы. Также Китай соперничает с Россией и США в области гиперзвуковых технологий.
Слабым местом НОАК является лишь отсутствие реального боевого опыта. Страна уже давно не участвовала в сколь-либо значимых вооруженных конфликтах и ограничивалась лишь проведением учений, миротворческих и гуманитарных операций.
В заключение Сафи напомнил, что при составлении рейтинга учитывал фактор реального боевого опыта и мотивированности войск, и отметил необходимость переосмысления подхода к оценке эффективности вооруженных формирований. По его словам, в десятку также вошли бы российская, индийская, французская, британская и, вероятно, иранская армии. Однако не исключено, что в последнем случае стоит отдельно рассматривать Корпус стражей Исламской революции и подчиненные ему группы по аналогии с ЧВК «Вагнер».